Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:29, реферат
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом. Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Введение 3
Понятие функций современного государства, их классификация 4
Функции современного государства в экономической сфере 6
общественной жизни
2.1. Рынок и государство 6
2.2. Экономические функции государства 9
Социально – культурные задачи современного государства 15
3.1 Роль государства в реализации социальных функций 15
3.2. Государство и культура 18
Заключение 21
Список использованных источников 22
3. Социально – культурные
задачи современного
3.1. Роль государства в реализации социальных функций
В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля.
При этом важно отметить, что в ряду субъектов социальной политики ключевая роль принадлежит именно государству, поскольку другие частные субъекты государственной социальной политики выступают как институты достижения поставленных государством целей и функционируют в рамках, заданных государством. Иными словами, государство для достижения своих целей действует через многих субъектов различных видов деятельности, которые могут считаться субъектами государственной социальной политики только в той мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. Вся иная их активность, даже если она имеет социальный эффект, не может считаться государственной целенаправленной социальной политикой. То есть в конечном счете субъектами социальной политики государства являются именно само государство как форма организации власти, его институты и общественные структуры, чья деятельность в социальной сфере определяется государственными целями. В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп.
Государство
является субъектом социальной
политики, которая представляет
собой деятельность, направленную
на управление социальным
Роль государства
заключается в обеспечении
Определенная
государством структура
3.2. Государство и культура
Сфера культуры как саморегулирующаяся система включает следующие элементы:
1. Творцы, создатели культурных ценностей - писатели, ученые, художники.
2. Потребители культурных ценностей - зрители, читатели, слушатели, для которых и предназначено культурное творчество.
3. Культуроустроители, соединяющие
творчество со зрителями,
4. Социальные институты культуры. Назначение социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Институт всегда включает ряд компонентов:
1. систему функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);
2. материальные средства
(здания, финансы, оборудование), обеспечивающие
деятельность данного
3. кадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.
Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:
1) социальные институты,
осуществляющие духовное
2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);
3) учреждения, осуществляющие
планирование и управление
Принято выделять три
основных принципа регуляции культуры
как специфической сферы
Заключение
Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой "в цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав". Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав — это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только" цивилизованного", но и любого уважающего себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями. В настоящее время нет необходимости возвращаться к уже пройденному пути и пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Список использованной
1. Конституция Украины N 254к/96-ВР от 1996-06-28 с изменениями и дополнениями
2.Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. -М., 1996.
3. Теория государства и права. М., 1994. Вып.2.
6. Колюшкина Л.Ю., Лавриненко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экс- пресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. — Москва: И КЦ ≪МарТ≫; Ростов н/Д: издательский центр ≪МарТ≫,2004. - 304 с.