Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 09:05, контрольная работа

Описание работы

Законодательство о гражданстве РФ - система нормативно-правовых актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, регулирующих общественные отношения, связанные с вопросами приобретения и восстановления гражданства, выхода из гражданства. Основополагающими актами, регулирующими вопросы гражданства РФ, являются Конституция Российской Федерации, Закон "О гражданстве Российской Федерации", Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 4
1.1. Содержание и основные понятия законодательства
о гражданстве РФ 4
1.2. Принципы и основные правила, регулирующие вопросы 6
гражданства РФ
1.3. Основные принципы приобретения гражданства РФ
и выхода из него 8
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Основные вопросы «Положения о порядке рассмотрения
вопросов гражданства РФ» 13
2.1.1. Порядок оформления и подачи документов 13
2.1.2. Прекращение гражданства Российской Федерации 15
2.1.3. Основные функции и задачи полномочных органов 15
2.2. Правовая основа деятельности органов внутренних
дел РФ по реализации законодательства о гражданстве РФ 18
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РФ:
ПРОБЛЕМЫ, И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 25

Работа содержит 1 файл

гражданство РФ переделанный.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Министерство  иностранных дел  Российской Федерации:

    • составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;
    • устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
    • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Положением.

     Дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации:

    • принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением;
    • составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения;
    • принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствии с пунктом 36 настоящего Положения;
    • исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства в соответствии с разделом V настоящего Положения;
    • определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации в соответствии с разделом VI настоящего Положения;
    • осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона и разделом VII настоящего Положения.
 

2.2. Правовая основа  деятельности органов  внутренних дел  РФ по реализации  законодательства  о гражданстве  РФ.

      

     На  сегодняшний день органы внутренних дел руководствуются Приказом  МВД РФ от 06.02.2003 N 82 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". 

     Этот  Приказ был принят в целях исполнения Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст.2031) и Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" 

     Этим  Приказом утверждены следующие инструкции:

  1. Инструкция по рассмотрению заявлений в органах внутренних дел Российской Федерации об изменении гражданства.
  2. Инструкция по организации проверки сведений, сообщаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства при обращении с заявлениями об изменении гражданства.
  3. Инструкция по учету лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства.

     В системе органов внутренних дел  Российской Федерации функции по оформлению материалов об изменении  гражданства осуществляют подразделения паспортно-визовой службы.

     Инструкция  по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства  включает в себя:

     I. Общие положения, в которых  указывается, что прием, оформление  и первичное рассмотрение заявлений об изменении гражданства на территории Российской Федерации осуществляется   органами внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, подтвержденному регистрацией, а также регистрацией в виде на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства и в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.

     2. Порядок предоставления документов. В частности, говорится, что «заявление и прилагаемые к нему документы представляются в порядке, предусмотренном пунктами 2-8 Положения.

      3. Вопросы, связанные с принятием  решения об упрощенном порядке  приобретения гражданства Российской  Федерации по международным договорам,  решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве и существующими международными договорами.  
 
 

 

      ГЛАВА 3 

     ПРАВОВОЙ  ИНСТИТУТ  ГРАЖДАНСТВА  РФ:

       ПРОБЛЕМЫ, И ПУТИ  ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.  

     Как известно, закон «О гражданстве», вступивший в силу с 1 июля 2002 года, сразу вызвал не только общественный интерес, но и  привел к некоторым проблемам. После  принятия Федерального закона все российские дипломатические представительства  на неопределенный срок прекратили принимать документы и заявления от людей, желающих стать гражданами России. Причина этого заключалась в том, что в законе не был  прописан механизм предоставления российского гражданства людям, живущим за пределами страны.

     «Все  действия были приостановлены задолго до того, как закон вступил в силу. Многим обратившимся год назад документы были недавно возвращены как бы из-за принятия нового закона»17, — так оценил существующую на момент принятия первого варианта Федерального закона «О гражданстве», заместитель председателя комитета по делам СНГ Госдумы Вячеслав Игрунов.

     Как считает А.Б. Афанасьева, один из активистов общественного движения, «в большинстве  постсоветских государств это вызвало  шок. Россия, сама столкнувшаяся с  проблемой фактического расчленения страны из-за расширения Евросоюза и формального аншлюса Калининградской области, поставила жирный крест на судьбах миллионов соотечественников. Закон, задуманный как средство борьбы с нелегальной миграцией населения, сделал практически невозможной миграцию легальную. Защиту интересов диаспоры Кремль постоянно заявляет как один из приоритетов внешней политики. Сейчас эти слова звучат особенно кощунственно: в реальности Россия сознательно отторгает своих потенциальных граждан. Граждан, без которых не может обойтись даже по самым меркантильным экономическим соображениям — из-за нарастающей нехватки рабочих рук»18.

     У российских посольств и консульств, расположенных в столичных городах  государств Содружества, собирались толпы  взволнованного народа, возмущенные  тем, что посольские службы отказываются принимать от них документы и даже заявления с просьбами о получении российского гражданства.

     Это было вызвано тем, что не были подготовлены соответствующие подзаконные акты, необходимые для применения закона.  Заместитель  директора департамента консульской службы Министерства иностранных дел  России Валерий Щетинин в интервью газете «Известия» заявил, что  «консульские службы МИД заинтересованы максимально быстро восстановить прием документов, но не все зависит только от нас. Вопросом гражданства также занимаются структуры МВД и  соответствующая комиссия при президенте»19. Эта ситуация была вызвана еще и тем, что на тот момент не было принято Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

     Многих людей  серьезно взволновали вопросы «пятилетний ценза «оседлости, вида на жительство, ускоренных сроков получения гражданства при наличии «смягчающих обстоятельств».

     Многие  аналитики считают, что закон  «О гражданстве» объективно вреден для  ситуации на российском рынке труда. «Учитывая, что перспектива роста производительности труда пока не просматривается, дефицит рабочей силы сильно осложнит ситуацию в России, — пояснила «Известиям» консультант Международной организации по миграции Галина Витковская. — И при таком раскладе пополнить население можно, лишь увеличив миграционный поток. Для этого у нас имеется огромный потенциал в лице русскоязычного населения в странах Центральной Азии. По нашим оценкам, в бывших советских республиках остается около 4-5 миллионов   человек, желающих переехать»20.

     Что изменилось в новом законе «О гражданстве»:

     1. С 3 до 5 лет увеличен «ценз оседлости». Только прожив пять лет на  территории российского государства,  человек сможет подать прошение  о предоставлении гражданства.

     2. Срок проживания в стране считается  со дня официального получения  вида на жительство — раньше  принимались во внимание слова  заявителя о  времени приезда  в страну, а понятия «вид на  жительство» просто не было.

       3. Претенденты на гражданство  будут обязаны доказать, насколько грамотно они владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка будет установлен специальным положением (пока его нет), завизированным лично президентом России. Раньше о качестве владения русским языком не было и речи.

       4. Пятилетний срок жизни в России, необходимый для получения гражданства,  может быть уменьшен до года  для тех, кто состоит в браке  с гражданином России не менее  трех лет или если его совершеннолетние  дети — граждане России. Раньше  гражданство давалось сразу после заключения брака с гражданином России или после усыновления ребенка — гражданина России.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведенный нами анализ существующих правовых норм, регулирующих процедуру принятия гражданства  РФ, показал, что наряду с четко  разработанными правилами существуют существенные спорные моменты. Это волнует множество людей. По данным «Известий» (на  2002 г.), «всего за последние семь лет российское гражданство и паспорт получили: в Азербайджане - почти 160 тысяч человек, в Армении - 114,5 тысячи, в Грузии - 179 тысяч, в Казахстане -  916 тысяч, в Киргизии - 131 тысяча, на Украине - 543 тысячи. Тенденции к резкому сокращению числа желающих получить российское гражданство не наблюдается»21.

     Много вопросов существует у граждан, нуждающихся  в получении получить российское гражданство. Много проблем у военнослужащих, проходивших или проходящих военную службу за пределами РФ, и членов их семей по поводу документирования их паспортами гражданина РФ. Известно, что на сегодняшний момент действуют разработанные Министерством Обороны РФ и Управлением Президента РФ по вопросам гражданства «Методические рекомендации по документированию военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных силах РФ, либо в Федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена воинская служба сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей паспортом гражданина РФ». Кроме того, на сегодняшний момент до конца остается неясной ситуация с рядом международных договоров, заключенных РФ. разрешение на временное проживание, затем вид на жительство, и только потом, по их желанию, гражданство. Есть все основания для совершенствования законодательства в этой  сфере.                          
 

     ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в  российской правовой системе. // Общественные науки и современность. 1993,N 7,с.32-39.
 
  1. Водолагин С. Конвенция о правах человека как  составная часть правовой системы  России // Российская юстиция. - №8. - август 2001 г.
 
  1. Воеводин  Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
 
  1. Игрунов В., Щетинин В. Трудно ли стать гражданином  России // «Известия», 2002, 2 августа, С.3.
 
  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право  России: Учебник. 3-е изд. - М., 2002.
 
  1. Конституционное право России. Курс лекций- - Уфа, 2003
 
  1. Мордовец  А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1997.
 
  1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. - СПС "Гарант". - 2003
 
  1. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. - №5.
 
  1. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

Информация о работе Гражданство РФ