Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия, сущности и структуры гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ
СРЕДНИХ ВЕКОВ 5
1.1 Основные центры развития идеи гражданского общества 5
1.2 Разработка теории "гражданского общества" Иммануилом
Кантом и Георгом Гегелем. 15
2 ВКЛАД ФИЛОСОФОВ КОНЦА XIX ВЕКА, НАЧАЛА XX
ВЕКА В ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ИХ ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ 21
2.1 Вклад в теорию гражданского общества философов конца
ХIХ века, начала ХХ века. 21
2.2 Основные теории гражданского общества. 27
3 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ 30
3.1 Анализ современных концепций гражданского общества 30
3.2 Признаки гражданского общества 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

       Вторым признаком гражданского  общества, который выделяет В.И.  Жуков, выступает развитость и  разветвленность демократии. В данном случае, демократия понимается не только и не столько как разновидность политической структуры общества, а как основной способ организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества, главным образом, по поводу их экономических и социальных интересов34. Именно благодаря демократии во многих странах мира давно начались процессы – складывания гражданского общества как мощного противовеса государства, властным отношениям и по-цивилизованному вынуждающего государственные структуры заботиться и выражать интересы не только избранных слоев.

     Демократия  любого уровня предполагает наличие  управляемых и управляющих. В  качестве управляемых, прежде всего, выступают представители неполитической сферы – собственники, занятые в сфере производства; управляющие – это постоянные профессиональные политики. Степень развитости гражданского общества зависит от соотношения этих [с.454] неизбежных элементов демократии. Гражданское общество можно считать сформированным, если достигнуто хотя бы равенство сторон управляющих и управляемых35.

     Механизмом, объединяющим политическое и неполитическое в обществе, выступает юриспруденция, право. Поэтому наиболее зримым и  действенным признаком гражданского общества следует назвать законообеспеченность населения, или, другими словами, наличие правового государства.

     Правовое  государство изменит представление  о том, что государственное всегда выше личного, что гражданин перед государством ответственен, а государство перед гражданином – нет. Изменится патерналистский взгляд на государство, как на единственный источник благополучия населения.

     Названные признаки гражданского общества, не единственные, которые можно встретить в  специальной литературе. Приведем классификацию  основных черт гражданского общества, предложенную А.С. Пиголкиным36.

     Во-первых, - пишет А.С. Пиголкин, гражданское  общество целесообразно рассматривать  как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское  общество выступает и как элемент общественной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т. п.

     Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично либо коллективно строящих отношения на основе свободы выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. «Причастность» к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество – сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

     В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими  свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических политических и экономических свобод в случае их ущемления.

     В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство  государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Более того, независимость от государства обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше государство способно «доверить» обществу дел и чем меньше государство вмешивается в процесс принятия обществом решений (например, возложение всего комплекса правомочий по управлению собственностью и по благоустройству прилегающих территорий на членов товариществ собственников жилья; исключение возможности использования государством и его аппаратом на выборах так называемого «административного ресурса» и т.д.), тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество – не стихийное явление. Оно организовано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль.

     В-пятых, формирование межличностных отношений  в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

     В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность  общественности в процессы формирования политики государства, экономических, социальных и иных общегосударственных программ, общий уровень «гражданственности» населения и общества способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики через изменение, например, избирательного или налогового законодательства.

     И, наконец, последнее, пишет А.С. Пиголкин, политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим  на его зрелость, выступает его  функционирование в правовом государстве37. И в этом данный автор вполне согласен с приведенных выше мнением В.И. Жукова.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Говоря  о гражданском обществе, следует  исходить из понятия человека и гражданина, то есть его прав и свобод, как  из основной детерминанты политической системы общества, которая стремиться быть демократическим. В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Часто гражданское общество отождествляется  со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

      Это понятие передает уровень осознания  индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения  их в жизнь. Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов социальных групп гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов, но в общем смысле можно сказать следующее, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в развитом гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование. Следовательно, гражданская культура в целом определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Алексеев  С.С. Философия права .-М., 1997.
  2. Алексеев А.А. Теория государства и права. — М.: "Юрист", 2006.
  3. Алексанян, А.С. К вопросу об определении понятия «гражданское общество» / А.С. Алексанян // Вопросы философии. -2006. -№ 12. -С. 55.
  4. Арато, А. Концепция о гражданском обществе: восхождение, упадок и воссоздание - и направления для дальнейших исследований / А. Арато // Полис. -2005. -№ 5. -С. 50-51.
  5. Аузан А.А. Три публичные лекции о гражданском обществе. — И.: ОГИ, 2006.
  6. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях.-М.,1998.
  7. Васильев А.В. Теория права и государства. Учебник. Изд.3-е, доп. -М.: Изд-во ОРАГС, 2005.
  8. Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума//Гражданское общество: теория, история, современность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.,1999.С.28-67.
  9. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 4-е издание. -М.: Омега, 2007
  10. Гаджиев, К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. -2004. -№6. -С.19-20.
  11. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского// Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2/ Пер, с англ. А. Гутермана; Ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцман. М.: Мысль, 1965. С.149-169.192-197.
  12. Гегель Г.В. Философия права /Пер. с нем. Б.Г. Столпнера, М.И. Левиной; авт. вступ. ст. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. С.200-208, 226-285.
  13. Грамши А. Избранные произведения в трех томах, 1959 Т.3. С.200
  14. Голенкова 3.Т. Гражданское общество в России//Социс. 1997. № 3. 0.25-36.
  15. Дарендорф, Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе / Р. Дарендорф // Вопросы философии. -1990. -№9. - С. 74.
  16. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. \\ Государство и право., 1994., №7.
  17. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь. 1993. №3. C.179-191.
  18. Кошанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере. Государство и право. -1992, №1.
  19. Кельзен Г. Общее учение о праве.- Вена, 1967.
  20. Кленнер Г. От права природы к природе права.-М., 1988.
  21. Кочетков А.П. О формировании гражданского общества. \\ Социально-политические науки,-1992, №1.
  22. Кочетков, А.П. Западные политологии о гражданском обществе./ А.П. Кочетков. // Вестник Московск. ун-та. Серия «Социально-политические исследования». -1994. -№2. -С. 70.
  23. Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы. - Вестник древней истории. 1980. № 1. С.3-28.
  24. Кочетков А.П. О формировании гражданского общества//Социально-политические науки.1992. №1. С.14-23.
  25. Кессонов Б.Н. Актуальность кантовского понимания гражданского общества//Социальная теория и современность. М.1992. Вып.2. С.71-77.
  26. Колбановский В.В. Основные функции гражданского общества// Проблемы формирования гражданского общества. - М..1993. С.24-44.
  27. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии.\\Полис -1991№5
  28. Левин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России / И.Б. Левин. // Полис. 1996. №5. С. 107-108.
  29. Лейст О.Э., Магин И.Ф. Гражданское общество и современное государство \\ Вестник Московского ун-та.Серия 11: Право,-1995, №4
  30. Макуев Р.Х. Теория государства и права.- М..: Норма, 2010.
  31. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении ,- М.,1998.
  32. Малько А.В. Теория государства и права.- 4-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2010. – 400 с.
  33. Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С.263
  34. Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юрист, 2006.
  35. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: МГУ, 2006.
  36. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М., 1997. -С. 450.
  37. Одинцова А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12. 0.40-47.
  38. Перегудов, С. Гражданское общество: «Трехчленная» или «одночленная» модель/ С. Перегудов // Полис. -2005. -№5. - С. 58-60.
  39. Политологический словарь / Под ред. В.Ю. Халипова. – М., 2005. -С.36-37.
  40. Полохало В. Негражданское общество как социологический феномен Украины / В. Полохало // Полис. -1999. -№ 2. - С.25-33.
  41. Попов А.П., Дрессе А. Концепции гражданского общества в политических трудах Гегеля, Маркса и Грамши// Политическая теория: тенденции и проблемы. М..1993. Вып.1.С.7-82.
  42. Протасов В.Н. Что и как регулирует право .- М.,1995.
  43. Резник Ю.М. Формирование институтов гражданского общества: социоинженерный подход //Социс. 1994. №10. С. 21-30.
  44. Резник, Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю.М. Резник. – СПб.: Пневма, 2005. - С.438.
  45. Романенко Л.М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник. - M..1995.C.101-105.
  46. Романенко Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного гражданского общества в России / Л.М. Романенко // Вестник Моск. Ун-та. Серия 18. Социология и политология. -1995. -№2. -С. 46.
  47. Ступишин В. Гражданское общество и демократическое государство. \\ Общественные науки, 1990, №1.
  48. Сунгуров, А. Организации-посредники в структуре гражданского общества / А. Сунгуров. // Полис. -1999. -№6. - С.35.
  49. Теория политики (Общие вопросы).\ Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. - Саратов, 1994.
  50. Токвиль А. Демократия в Америке: пер, с франц. /Предисл Г. Дж. Ласки. М.:Прогресс,1992.
  51. Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество// Социс.1991. №7. С.54-64.
  52. Франк, Л.С. Духовные основы общества / Л.С. Франк. – СПб., 2002. -С.141.
  53. Хайек, Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек. // Вопросы философии. -1990. -№11. -С.16-28; Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М., 2004. -С.284.
  54. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения .-М.,1997.
  55. Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. ред. Ю.С. Борцов, науч. ред. И.Д. Коротец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -С. 114.
  56. Черниловский 3.М. Гражданское общество: опыт исследования. \\Государство и право.-1992, №6.
  57. Шкаликов В.Д. И. Кант и Г.В. Гегель о гражданском обществе// Гражданское общество и региональное развитие. Томск.1994. С.75-76.

Информация о работе Гражданское общество