Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:47, реферат
Государственное устройство современной России также характеризуется переходным состоянием. Нынешнее конституционное закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов и подходов к государственному устройству страны. Продолжением этого компромисса стал договорный процесс - заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мнение, что заключение договоров девальвирует роль Конституции Российской Федерации в жизни общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается неравенство правового статуса субъектов Федерации, что ведет к конфликтам внутри нее.
Государственное устройство
современной России также характеризуется
переходным состоянием. Нынешнее конституционное
закрепление федеративного
Состояние переходности и
противоречивости присуще и государственно-
Переходный этап четко обозначился в функционировании российской государственности. Это выражается, в частности, в том, что Российское государство начинает постепенно осваивать новую для него роль "слуги общества", а в содержании его функций возрастает удельный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал.
В переходный период изменяются взаимоотношения государства и института собственности. Государственная собственность все больше выступает материальной основой государственной власти. Однако государственная собственность, будучи в управлении и фактическом обладании государственного аппарата, должна использоваться не для нужд этого аппарат, а в первую очередь на социальные цели: для сглаживания негативных последствий вхождения в рыночные отношения, в том числе последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, для оказания помощи гражданам с пониженной трудоспособностью, других социально не защищенных слоев общества, а также для поддержки системы образования, здравоохранения, искусства, развития фундаментальных наук.
Закрепляя на конституционном
уровне равное правовое положение и
одинаковую защиту всех форм собственности,
Российское государство не рассматривает
право частной собственности
как абсолютное. Обладание частной
собственностью предполагает определенные
социальные обязательства перед
обществом. Это означает, что частная
собственность может
Таким образом, при переходе России к новому общественному строю модифицируется роль государства в установлении правового режима различных форм собственности, в разрешении конфликтов между собственниками, расширяются каналы государственного контроля за реализацией полномочий собственника.
С учетом специфики российского
общества на весь переходный период к
рынку сохранится ведущая роль государства.
Данная тенденция обусловлена
1) только государство
как официальный представитель
общества способно
2) посредством законодательства
государство может
3) государство располагает
специальным аппаратом охраны
и защиты прав и свобод
4) аккумулирует через
государственный бюджет
Для выполнения указанных задач необходимо сильное государство, но одновременно сильным должно быть и общество, чтобы заставить сложный механизм государственной власти действовать в рамках Конституции и контролировать систему управления.
Выше указывалось, что
на формирование российской государственности
большое влияние оказывает
Процессы демократизации
и обновления в нашей стране способствовали
росту национального
Можно выделить несколько уровней конфликтной ситуации современной России: первый уровень - отношения между федеральным центром и республиками, стремление последних к равноправию не с другими субъектами, а с Российской Федерацией; второй - движение субъектов, построенных по территориальному признаку, за обладание статусом государственных образований (республик); третий - личностно-бытовой, в рамках которого существует конфликт между коренным и некоренным населением; четвертый - проблемы возвращения репрессированных в сталинское правление народов на свою историческую родину.
Российские межнациональные
отношения - сложная, многоуровневая система
разнообразных факторов. Конфликтная
ситуация - не единственный показатель
неблагополучного развития национальных
отношений. Но она свидетельствует
о том, что существующие государственно-правовые
структуры не способны в полной мере
разрешить цивилизованными
Было бы ошибочным рассматривать
всплеск национальных проблем в
нашей стране как издержки переходного
периода, т.е. как временное явление.
Опыт зарубежных стран и мировой
опыт в целом показывают, что национальный
аспект - постоянный спутник развития
государственности в
На развитие государственности
оказывает существенное влияние
фактор этничности, т.е. генетической преемственности
населяющих страну народов, своеобразие
их образа жизни, языка, национальной культуры,
исторически сложившейся
1) постоянного учета
2) поиска средств и
методов, упреждающих
3) повышенного внимания
к национальным потребностям
отдельных народов (
4) выработки объединяющих
народы идей и целей,
В последнее время большое
внимание уделяется государственно-
а) в решении социальных вопросов (миссия милосердия);
б) в разрешении вооруженных конфликтов (миротворческая миссия);
в) в объединении общества
для решения духовно-
г) в формировании определенного мировосприятия, включая отношение к государственной власти, политике, мировым событиям;
д) в укреплении связей с единоверцами и последователями вероучения за рубежом.
Сотрудничество государства
и религиозных объединений по
своему характеру и сущности носит
черты партнерства особого
Основополагающим принципом правового положения конфессий в современной России является равенство всех конфессий между собой и с государством.
Вместе с тем в настоящее
время усиливается
Информация о работе Гражданское общество и роль права в его формировании