Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа
Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Эта проблема актуальна и сейчас. В течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.
Введение
1. Анализ сущности гражданского общества
1.1 Понятие гражданского общества, сущность и содержание
1.2 Основные принципы и структура гражданского общества
2. Теоретические аспекты государства
2.1 Понятие государства
2.2. Понятие и содержание функций государства
2.3 Перспективы развития Российского государства
Заключение
Список используемой литературы
Итак,
гражданское общество - это социокультурное
пространство, где формируется система
негосударственных общественных институтов
и отношений, создающих возможность и
условия в рамках общепринятых правовых
норм каждому человеку в качестве самостоятельного
субъекта общественной жизни реализовать
свои гражданские права, удовлетворять
свои различные материальные и духовные
потребности. Сущность гражданского общества
определяется мерой индивидуальной свободы,
самоценности и самоопределения отдельно
взятой личности в обществе, а его содержание
- взаимодействием и взаимоотношением
относительно независимых друг от друга
и от государства индивидов [2].
1.2 Основные принципы и структура гражданского общества
Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока ещё нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело – проект, другое – его реальное воплощение в жизнь.
Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство – для общества, а не общество – для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2)
безусловное признание и
3)
легитимность и
4)
равенство всех перед законом
и правосудием, надёжная
5)
правовое государство,
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7)
свобода мнений, слова и печати,
независимость средств
8)
невмешательство государства в
частную жизнь граждан, их
9) классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
10)
эффективная социальная
Гражданское общество – не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоёв.
Роль
государства заключается в
Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в своё время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетённому положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемлённым, не говоря уже о положении рабов.
В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". – Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность – это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.
Однако собственников сегодня в России не более 25 %, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) ещё не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя.
Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в своё время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться". Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос – какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.
Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более – авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нём играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым – сословие. Да и Маркс писал, что "в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства".
Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5)собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и её гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.
Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность – таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идёт о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками – многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.
Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе – существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.
Рынок – самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство – мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.
В условиях нынешней российской действительности, когда зрелые рыночные отношения ещё только складываются, ослабление роли государства было бы ошибкой. Ещё в первом президентском послании Федеральному Собранию 1994 г. говорилось, что "в деле реформирования общества не должно быть стихии... Задача заключается в том, чтобы найти разумное соотношение между скоростью реформ и реальной социальной платой за неё, отыскать оптимальные способы участия государства в экономических процессах... При этом без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку, становится защитницей свободы". А в выступлении Президента РФ В.В. Путина отмечалось: "Корни многих наших неудач – в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать.
Власть всё время бросает в крайности – то она не замечает, то чрезмерно опекает общество".
Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Но это вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нём "свое место", отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.).
Становление
гражданского общества в России –
магистральная и долговременная
задача, решение которой зависит от
множества факторов и условий. Для этого
необходимо, чтобы сформировались те предпосылки,
о которых говорилось выше. Несмотря на
кризисную ситуацию, сложившуюся в стране,
весь ход осуществляемых ныне реформ ведёт
в конечном счёте к достижению указанной
цели [3].
2.
Теоретические аспекты
государства
2.1 Понятие государства
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,— народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.