Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:44, контрольная работа
Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.
I. Государственный аппарат и его структура
II. Государственные органы
III. Должностные лица и их классификация
IV. Список использованной литертуры
III.
Должностные лица – представители государственной
власти – осуществляют государственную
власть в форме судебного, административного
усмотрения. Предполагается, что выработка
и принятие властного решения по делу
является результатом сознательного волевого
поведения (усмотрения) должностного лица.
Вместе с тем должностное лицо принимает
решение на основании и в рамках, предусмотренных
действующим законодательством. Превышение
должностным лицом своих полномочий рассматривается
как должностное правонарушение – властный
произвол.
Должностные лица
осуществляют государственную власть
на профессиональной (возмездной) основе
и не имеют права заниматься другими
видами оплачиваемой деятельности (за
исключением преподавательской, научной
и иной творческой деятельности). Выступая
в качестве полномочных представителей
государства, чиновники не должны использовать
властные полномочия в эгоистических
интересах личного или
Государственные
служащие:
а) федеральных
государственных органов;
б) государственных
органов субъектов РФ.
Далее можно
выделить государственных служащих,
различающихся местом выполнения должностных
обязанностей. В этом смысле есть государственные
служащие, работающие:
а) в аппарате
представительных (законодательных) органов
государственной власти (например,
руководитель аппарата Совета Федерации,
помощники членов Совета Федерации
и депутатов Государственной
Думы);
б) в аппарате
органов судебной власти (например,
референты, секретари и т.п.);
в) в органах
прокуратуры;
г) в органах
исполнительной власти, а в более
широком смысле – в исполнительных
органах. Это основная масса государственных
служащих.
В соответствии
с тем, что для государственных
служащих установлены квалификационные
разряды, которые присваиваются
им по результатам квалификационного
экзамена или аттестации; можно выделить
служащих, замещающих:
а) высшие должности
с разрядом действительного
б) главные должности
с разрядом государственного советника
РФ 1, 2 и 3 класса (например, референт Президента
РФ);
в) ведущие должности
с разрядом советника РФ 1, 2 и 3 класса
(например, специалисты-эксперты);
г) старшие должности
с разрядом советника государственной'
службы 1, 2 и 3 класса;
д) младшие должности
с разрядом референта государственной
службы 1, 2 и 3 класса.
Квалификационные
разряды действительного
Для отдельных
видов государственной службы могут
вводиться другие виды квалификационных
разрядов, воинские звания и дипломатические
ранги, классные чины (например, классные
чины работников органов прокуратуры,
налоговой полиции). В ряде случаев
это сопровождается введением форменной
одежды.
Есть еще один
интересный вопрос, прямо относящийся
к видовой классификации
Следовательно,
есть определенные основания для
того, чтобы классифицировать государственных
служащих по самому важному юридическому
критерию, а именно в зависимости
от характера и масштаба полномочий,
которыми они наделяются.
Фактически следует
признать, что всякое лицо, занимающее
должность (в государственной и
негосударственной организации)
Очевидно, что
полномочия действительного
А далее выясняется,
что в одних случаях
Соответственно
все государственные служащие государственной
службы могут характеризоваться
в качестве должностных лиц. Тем
самым будет обеспечен единый
подход к характеристике государственных
служащих с чисто юридических
позиций.
Различия в
правовом статусе должностных лиц
дают основании говорить о следующих
их видах:
А. Должностные
лица, непосредственно реализующие внешние
полномочия государственных органов.
Это работники соответствующих органов,
наделенные юридически властными полномочиями,
без которых невозможно представлять
государственную власть в ее любом проявлении
(законодательную, исполнительную, судебную,
прокурорскую). Это необходимое условие,
предполагаемое закрепленным в законодательстве
понятием государственной должности.
В таком понимании (а оно не вызывает сомнений)
и Президент РФ, и судьи, и прокурор также
являются должностными лицами. До принятия
Конституции 1993 г. Президент РФ квалифицировался
как высшее должностное лицо. Таковым
он фактически является и сейчас. Кстати,
в конституциях многих республик статус
их президентов характеризуется именно
так.
Должностные лица
этой категории наделяются наиболее
значимыми юридически властными
полномочиями, что позволяет им представлять
государственную власть в различного
рода внешних отношениях. Имеется в виду
представление ими данного государственного
органа в отношениях с другими органами
государственной власти, с органами местного
самоуправления, с негосударственными
организациями и гражданами.
Юридически властные
полномочия этих должностных лиц
реализуются в отношении лиц,
не находящихся в их служебном
подчинении (или служебной зависимости),
а также государственных. и негосударственных
организаций, ведомственно им не подчиненных.
Например, такие должностные лица полномочны
предъявлять названным лицам и организациям
основанные на законе требования, давать
обязательные к исполнению указания, применять
предусмотренные законодательством меры
внесудебного (административного) принуждения,
включая меры административной ответственности.
Таких должностных
лиц обычно характеризуют в качестве
представителей публичной власти.
Справедливо следующее
заключение: не всякое должностное
лицо обладает полномочиями представителя
власти, но всякий представитель власти
(в распространенном понимании) есть
должностное лицо.
Иногда таких
должностных лиц называют представителями
административной власти. Это неверно,
так как сужает реальное понимание
должностного лица как представителя
именно публичной власти.
Ведь судья
или прокурор также представляют
власть, которая не носит характер
административной. Поэтому, например,
должностных лиц милиции, контрольно-надзорных
органов, чаще всего обозначаемых в
качестве представителей именно административной
власти целесообразнее характеризовать
как представителей или уполномоченных
того или иного органа исполнительной
власти, т.е. субъекта именно публичной
власти.
Б. Должностные
лица, непосредственно реализующие внутри-организационные
(внутрисистемные) полномочия государственных
органов. Это должностные лица, чьи юридически
властные полномочия реализуются в отношении
находящихся в служебной зависимости
от них работников и нижестоящих органов,
а также организаций, находящихся в ведомственном
подчинении данному органу. В подобном
понимании к таким должностным лицам можно
отнести и руководителей государственных
предприятий и учреждений, полномочия
которых реализуются только в отношении
подчиненных им работников. Например,
правовые акты ректора вуза обязательны
для всех работников данного вуза.
Их полномочия
включают, например, право издавать
юридически обязательные акты, действующие
в системе данного
В. Должностные
лица, наделяемые полномочиями по обеспечению
деятельности государственных органов.
Каждый орган имеет свою организационную
структуру и штаты (совокупность государственных
должностей, составляющих аппарат данного
органа).
Какова роль
этих служащих, составляющих рабочий
костяк каждого государственного органа?
Они также являются должностными
лицами с определяемым должностными
инструкциями комплексом служебных
обязанностей и прав и, конечно, компетенцией
(включая и полномочия).
Но характер
их полномочий своеобразен. Во-первых,
они не всегда имеют четко выраженный
юридически властный характер Во-вторых,
они всегда связаны с организацией работы
внутри аппарата данного органа. В-третьих,
они в той или иной степени, не обязательно
связаны с созданием условий, необходимых
для обеспечения эффективной работы по
реализации полномочий двух первых видов
должностных лиц.
Имеются в виду
те государственные служащие, которые
выполняют фактическую
Но может ли
быть издан тот или иной правовой
акт (например, приказ министра, постановление
главы администрации) без предварительной
его юридической подготовки? Видимо,
не может. Такую подготовку, в частности,
и осуществляют должностные лица
в процессе выполнения ими всего
объема оперативных функций данного
органа и его структурных
Информация о работе Госудраственный аппарат. Должностные лица и органы