Государство в системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются :
рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;
раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;
определение места и роли государства в политической системе общества;
рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и структура политической системы общества……………....5
§1.1. Понятие политической системы общества………………………………..5
§1.2. Структура и функции политической системы общества ……………….13
§1.3. Типология политических систем…………………………………………21
Глава II. Место и роль государства в политической системе общества……..25
§2.1. Государство - основной элемент политической системы общества…...25
§2.2. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества…………………………………………………………….....27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………….......31

Работа содержит 1 файл

Государство в ПСО.docx

— 173.86 Кб (Скачать)

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества, т.е. согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.25

В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и др. постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов26.

В литературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу  определения функций политической системы общества. И каждая из них  представляет известную ценность и  интерес в изучении темы данной курсовой работы. Однако, в силу известных  ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.

В завершение вопроса о  функциях политической системы, считаем  возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

Таким образом, неспособность  реализации политической системой своих  важнейших функций вызывает кризис политической системы:

- когда установленные  в обществе нормы регуляции  политических отношений не принимаются  его членами в качестве авторитетных;

- деятельность государственного  аппарата, замкнутая рамками его  специфического интереса, не способствует  улучшению состояния социального  организма, а структура государственных  институтов создается вопреки  традициям и историческому опыту  народа27.

 

§1.3. Типология  политических систем

 

В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев  предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли28.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.29

Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:

  • либеральные демократии,
  • коммунистические (авторитарно-радикальные),
  • традиционные,
  • популистские,
  • авторитарно-консервативные.

С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:

  • примитивные системы,
  • патримониальные империи,
  • кочевые или завоевательные империи,
  • феодальные системы,
  • централизованные бюрократические империи,
  • современные системы.

Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

  • тоталитарную,
  • авторитарную,
  • демократическую30.

Вопрос типологии политических систем изучается разными исследователями  и, имеется столько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Но учитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамках одной курсовой работы, считаем возможным резюмировать известные нам классификацию  политических систем.

1. Типология, исходящая  из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2. Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

− отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства  над всеми сторонами жизни  общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

− ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

− радикальное ограничение  инициативы индивида, его полная зависимость  от государственной машины в решении  практически всех политических проблем.

Черты авторитарной политической системы:

− использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

− ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

− централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

− сосредоточение функций  управления обществом в одном  лице или узком социальном слое.

Черты демократической системы:

− правление большинства;

− свобода критики и  оппозиции правительству;

− защита меньшинства и  его лояльность политическому сообществу;

− право народа на участие  в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов.31

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий 32 системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов)33.

В свете исторического  опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется  не в результате теоретических изысков  или пропагандистских усилий, а как  итог убежденности людей в способности  социальной системы удовлетворить  их фундаментальные интересы. Все  иные модели оказываются неустойчивыми  и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

 

ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

 

§2.1. Государство - основной элемент политической системы  общества

 

Центральное место в политической системе общества занимает государство  как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению  к другим властям внутри страны и  независимостью от любой иностранной  власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому  степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит  от сущности государства34. Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

В Конституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных  Штатов, в целях образования более  совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем  и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Особое место и роль государства в политической системе  общества определяется тем, что оно  сосредотачивает в своих руках  огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса, основные средства производства, основной городской и жилищный фонд.

Исключительное место  и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций  тоже есть свои хорошо слаженные и  постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей  структуре правоохранительных и  силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной  безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными  полномочиями.

Государство выделяется среди  различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной  системой юридических средств. Они  дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие  на все общественные отношения. Обладая  государственными полномочиями, различные  государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные  правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию35.

Таким образом, государство является главным звеном политической системы. Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества.36

 

§2.2. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества

 

К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. В Кыргызской Республике присутствует «политическое многообразие» и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.

Информация о работе Государство в системе общества