Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 09:55, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы вытекает из того, что вопросы правового государства широко обсуждаются в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее приемлемого оформления и осуществления. Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в научном исследовании политологии и правоведения.
Цель курсовой работы раскрыть сущность и содержание государства, права и демократии. Охарактеризовать основные признаки правового демократического государства Республики Казахстан. Понять механизм функционирования демократии и многочисленных ее проявлений. Кроме того, проанализировать и обобщить рассмотренные в научной литературе концепции демократического развития.
Задача курсовой работы: систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания по данной проблеме, методом теоретического анализа учебной и научной литературы сформировать свою точку зрения на данную проблему, путем изучения трудов таких авторов, как Ибраева А.С., М.Н. Марченко, Бабаева В.К., политолога Смагулова Е.М. и др.
Введение 3
1. Сущность и типы государства
1.1 Понятие, сущность государства, его социальное назначение 5
1.2 Признаки государства 7
1.3 Типология государств 9
2. Понятие и сущность права
2.1 Понятие права, его сущность и содержание права 13
2.2. Основные направления учений о праве 16
2.3 Принципы и функции права 19
3. Демократия: принципы, установки и ценности.
3.1 Понятие демократии. Истоки и содержание. 22
3.2. Формы проявления демократии 25
3.3 Конституционные основы демократии 26
Заключение 29
Список литературы 30
Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране.
Демократию каждый понимает по-своему. Потому что само понятие полно внутренних противоречий. Если вовремя не замечать их и не вносить коррективы, то сам этот институт может впасть в кризис.
Кроме того, демократия — не голые принципы.
1. Она должна оказывать воздействие на позитивные изменения в обществе, помогать нам в борьбе с охватившей страну коррупцией, с казнокрадством и взяточничеством. Если не будет покончено с такими позорными явлениями в обществе, трудно ожидать положительных изменений. А реальность такова: во-первых, — это нечестный путь, когда все богатства, нажитые без труда и пота, сосредоточены в руках небольшой группы людей, а большинство влачат полунищенское существование; во-вторых, в народе теряется вера во власть и чиновников, в само будущее государства. Теряется авторитет государства и появляются сомнения в правильности избранного пути развития.
2.
Демократия должна обеспечить
правильное руководство
3. Демократия должна помочь народу строить свободную мирную жизнь, без опасений и оглядки. Только тогда она станет уважаемой в обществе ценностью и будет признаваться гражданами. Государство устраивает только та демократия, которая будет работать на народ и общество.
3. Дальнейшее
развитие демократии
фундамента независимости республики.
Иначе цена демократии — копейка. Но наша
независимость должна опираться
на конкретные дела сегодняшнего дня.
Независимость—святое понятие, на протяжении
веков жаждал ее народ. Но сегодня нельзя
успокаиваться на том, что приобрели ее,
и думать, что почувствовали ее прелести
и теперь не променяем независимость ни
на какой другой рай. С этой мечтой
простые люди связывали достойную жизнь,
достаток и изобилие, хорошую работу в
радость. Они никак не ожидали, что независимость
принесет им бедность и безработицу, воровство
и взяточничество чиновников, незаконное
обогащение одних за счет слез и пота большинства.
Прекрасно понимая это, Глава государства в своих традиционных ежегодных посланиях народу придает большое значение этим вопросам. Задача Правительства — обеспечить финансовые и организационные ресурсы и обозначить социально-экономические пути выполнения предложенных мероприятий. Но какими бы ни были хорошими планы и замыслы, без непосредственного участия масс они обречены на неудачу. Масштабные дела в обществе делаются только руками большинства. Поэтому Послание Президента РК нуждается не только в поддержке, но и в энергичном и активном участии всех и каждого в реализации поставленных в нем задач. Народ не должен оставаться сторонним наблюдателем и выжидать, что получится из задумки Президента. Это и есть один из принципов демократического правового государства.
В заключение, еще раз о сути демократии:
- Основным
носителем власти является
- Власть не должна принадлежать
одной группе или одному
- Судебная система должна
быть независимой, подчиняться
только Конституции и законам,
обеспечивать верховенство
- Должна быть обеспечена
Выполнение всех этих требований является самой надежной гарантией демократического пути развития государства.
Словом, демократия разнолика, но
ее суть одна: добиваться оптимальной
организации правления обществом, где
каждый имел бы право на свободу и на равный
старт для реализации собственных потенциальных
возможностей и самоорганизации своей
личной жизни.
3.2. Формы проявления демократии
В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях.
Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.
Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической.
В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия.
В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества. Различают две разновидности форм демократии.
- формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей,
- формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.) с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
В научной литературе и публицистике много пишут о формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию таких форм непосредственной демократии, как петиции, собрания, сходы, всенародные опросы, референдумы и др.
одной из таких форм является референдум.
Референдум в рамках западной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосударственных и межгосударственных проблем. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его «родиной» — Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых более ста только по конституционным вопросам.
Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. Среди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом Первой мировой войны и привлекших к себе внимание международной общественности, можно назвать референдум 1905 г. в Норвегии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решался важный вопрос о дальнейшем пребывании этого государства в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что его решение было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии.
Периодическое проведение референдумов практиковалось в западных странах не только в предшествовавшие Первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX — начале XX в. и под ее влиянием в конституциях некоторых стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.
В научной литературе широко распространено,
например, подразделение референдумов
на конституционные, законодательные
и консультативные. По сфере применения
референдумы классифицируются на общенациональные
(проводимые в масштабе всей страны или
нации, и местные, осуществляемые в пределах
одного или нескольких регионов) или же
отдельных административно-
Референдум как форма выражения общественного
мнения и как способ принятия принципиально
важных нормативно-правовых актов и политических
решений, несомненно, является достоянием
не, одной нации или народа, а всего человечества.
3.3
Конституционные
основы демократии.
Демократический характер политической системы определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Важное значение для развития демократической теории имели формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений на политическую власть, ограничений, требуемых для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.
Главная идея конституции — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти. Фиксирует, какие органы или ветви осуществляют соответственно законодательные, исполнительные и судебные функции, как они формируются, как взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и др.
Вопрос о конституционализме соприкасается со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правительство — это по своей сути демократическое правительство. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, а также относительно того, как они связаны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет писаной конституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, а традицией и обычаем утверждаются их прерогативы и рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть «краткой и туманной», отражает реальности эпохи, в которой конституции являются сводами правил с широкими потенциальными возможностями для злоупотреблений.
В современных условиях жизнеспособность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и др. Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая это название, включает в себя следующие основополагающие положения: верховенство закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов.
Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции: выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксацию определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.
Унитарные государства имеют конституции, представляющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, что оставляет широкое поле для маневра законодательной и исполнительной ветвям власти.
Конституция
фиксирует фундаментальные