Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. Цель работы - исследовать сущность правового государства.
общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния
общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов,
общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей. Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.
Что касается российского гражданского общества, то оно находятся в стадии
формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления.
Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и
нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной
системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки
оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений
гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2008. - 752 с.
2. Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 2008. - 120 с.
3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 2007. - 312 с.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). / "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
5. Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? - М.: Знание, 2000. - 64 с.
6. Ларин А.Ю. Теория государства и права: Книжный мир. – 2011, - 211с.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 640с.
8. Радько Т.Н. Теория государства и права: Проспект, 2010. - 271с.
9. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Инфра-М, - РИОР, - 2010, -153с.
10. Соломон П. Г. Проблемы развития правового строя в России. - М.: 2000, -39с.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Омега-Л, -2011, -230с.
12. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова и др.; отв.ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-817с.
[1] Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. Спб., 1993; Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. Т. 1. 2-е изд. // Отв. ред. М.Н.Марченко. М., 2001.
[2] Котляревский С.А. Социальные науки и право. М., 1916. С.595.
[3] Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? - М.: Знание, 2000. - 64 с.
[4] Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 2007. - 312 с.
[5] Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 640с
[6] Радько Т.Н. Теория государства и права: Проспект, 2010. - 271с
[7] Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова и др.; отв.ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-787с.
[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Омега-Л, -2011, -230с.
[9] Соломон П. Г. Проблемы развития правового строя в России. - М.: 2000, -39с.