Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Термин "государство" мы встречаем очень часто в средствах массовой информации и быту. Научный подход к определению понятия государства, как и любого другого понятия, требует отмежевать одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.

Работа содержит 1 файл

реферат 8.docx

— 30.68 Кб (Скачать)

Государство и  гражданское общество

Государство как  ядро политической системы общества

Термин "государство" мы встречаем очень часто в средствах  массовой информации и быту. Научный  подход к определению понятия  государства, как и любого другого  понятия, требует отмежевать одно понятие  от другого или от аналогичных  социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями  есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и  общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.

Государство от всех этих социальных явлений отличается такими наиболее важными признаками: 1) особым аппаратом  публичной власти; 2) территориальным  признаком; 3) суверенитетом публичной  власти; 4) наличием законов, которые  выдает государство; 5) стягиванием  налогов, правом взятия кредитов и займов.

Аппарат публичной власти отличается и от субъектов гражданского общества. Работа в государственном  аппарате есть основной, а во многих случаях и единой. Государство является ядром политической системы общества и выступает от лица всего населения или господствующего класса или социальной группы. Публичная власть имеет свою систему государственных органов, которые складываются исторически и имеют свои особенности. В своей совокупности они выступают как особая политическая организация народа, господствующего класса или социальной группы, которая использует ее для удовлетворения своих нужд и интересов или интересов народа. Государство выступает и как субъект международных отношений от лица всего общества или народа. Аппарат публичной власти состоит из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся законодательная и исполнительная власть: парламент, Президент и его аппарат, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные госадминистрации и т.п.. К аппарату принуждения относятся армия, полиция (милиция), суды, прокуратура, исправительно-трудовые колонии и т.п..

Понятие гражданского общества

Понятие “гражданское общество”  очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется  и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному.

Гражданское общество – это: 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

2) наличие развитой многообразной  структуры, отражающей многообразие  интересов различных групп и  слоев, развитой и разветвленной  демократии;

3) высокий уровень интеллектуального,  психологического развития членов  общества, их способности к самодеятельности  при включенности в тот или  иной институт гражданского общества;

4)законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнем узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

           Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом  режиме оно взаимодействует с  государством, при тоталитарном - стоит  в пассивной или активной оппозиции  к государству. Признаками высокоразвитого  гражданского общества являются:

1.   Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2.   Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 
3.   Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4.   Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

 

Структура гражданского общества

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений  между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий  определяющее влияние на жизнедеятельность  других его подсистем.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между  ними. Индивид политически выступает  в качестве гражданина, депутата, члена  партии, организации. 
  
 Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, изложенная классификация предпринята в  учебных целях и носит условный характер. В действительности названные  структурные части, отражающие сферы  жизнедеятельности общества, тесно  взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных  связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. 
Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Понятие правового государства  и его отличительные признаки. Социальное государство и его  эволюция.

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений.

Правовое государство  включает три компонента:

 

  • собственно правовой компонент;
  • индивидуально-правовой компонент (права и свободы граждан);
  • организационно-правовой компонент.

 

Правовой компонент выражается в таком правосознании, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правосознания правовых законов.

Отличительным признаком  права является принцип формального  равенства, справедливость. Поэтому  правовые законы закрепляют справедливость и начала равенства, а не произвол властей и привилегии. Отличительной  чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а  не законов, легализующих произвол, бесправие, несправедливость.

Индивидуально-правовой компонент состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между государством и гражданами. Такой характер взаимоотношений основан на установлении взаимных прав и обязанностей государства и граждан. При этом права и свободы граждан рассматриваются не как продукт воли и усмотрения государства, а как объективно складывающиеся отношения, сохранение которых является обязанностью государства.

Организационно-правовой компонент включает в себя факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть сосредоточение ее в руках одного лица или государственного органа. Такими факторами являются:

 

  • конституционная регламентация деятельности государственных органов;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • конституционный контроль за деятельностью всех ветвей власти.

Отличительными признаками правового государства, которые  более подробно будут рассмотрены  ниже, являются:

  • наличие гражданского общества;
  • верховенство закона;
  • реальность прав и свобод граждан;
  • разделение властей;
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • высокий уровень правосознания и правовой культуры и др.

Признаки правового  государства

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно  было и остается государством, то есть, как и любое другое государство, обладает такими общими признаками и  чертами, как наличие публичной  власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.

Отличительными же признаками правового государства являются:

1. Прежде всего,  правовое государство предполагает  существование гражданского общества

Государство рассматривается  как средство обеспечения условий  для нормальной жизнедеятельности  гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной  властью. Гражданское общество выступает  в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением  наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки  законности и принимать все дозволенные  законом меры для того, чтобы заставить  государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак  отражается в знаменитом афоризме: "Не человек существует для государства, а государство для человека".

2.  Разделение властей

Уже несколько столетий сформулировано Дж. Локком и Ш. Монтескье главное  требование принципа разделения властей. Оно заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Признак разделения властей  становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Например, в США предусмотрены  следующие формы воздействия  одной ветви власти на другую. Президент  наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при  повторном рассмотрении законопроекта  за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых  Президентом, и ратифицирует заключенные  им международные договоры. В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении  вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем  является вице-президент, который может  принимать участие в голосовании  лишь в том случае, если голоса разделяются  поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву  для узурпации полномочий одной  власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало  серьезной угрозы для подрыва  демократической системы управления.

Информация о работе Государство и гражданское общество