Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:04, реферат
Термин "государство" мы встречаем очень часто в средствах массовой информации и быту. Научный подход к определению понятия государства, как и любого другого понятия, требует отмежевать одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.
Государство и гражданское общество
Государство как ядро политической системы общества
Термин "государство" мы
встречаем очень часто в
Государство от всех этих социальных явлений отличается такими наиболее важными признаками: 1) особым аппаратом публичной власти; 2) территориальным признаком; 3) суверенитетом публичной власти; 4) наличием законов, которые выдает государство; 5) стягиванием налогов, правом взятия кредитов и займов.
Аппарат публичной власти отличается и от субъектов гражданского общества. Работа в государственном аппарате есть основной, а во многих случаях и единой. Государство является ядром политической системы общества и выступает от лица всего населения или господствующего класса или социальной группы. Публичная власть имеет свою систему государственных органов, которые складываются исторически и имеют свои особенности. В своей совокупности они выступают как особая политическая организация народа, господствующего класса или социальной группы, которая использует ее для удовлетворения своих нужд и интересов или интересов народа. Государство выступает и как субъект международных отношений от лица всего общества или народа. Аппарат публичной власти состоит из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся законодательная и исполнительная власть: парламент, Президент и его аппарат, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные госадминистрации и т.п.. К аппарату принуждения относятся армия, полиция (милиция), суды, прокуратура, исправительно-трудовые колонии и т.п..
Понятие гражданского общества
Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному.
Гражданское общество – это: 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
2) наличие развитой
3) высокий уровень
4)законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнем узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность.
Гражданское общество существует
и функционирует в
1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).
2. Наличие развитой многообразной
структуры, отражающей многообразие интересов
различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального,
психологического развития членов общества,
их способность к самодеятельности при
включенности в тот или иной институт
гражданского общества.
4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.
Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.
Социальная система охватывает
совокупность объективно сформировавшихся
общностей людей и
Политическую систему
Информационная система складывается
в результате общения людей друг с другом
непосредственно и через средства массовой
информации. В качестве ее структурных
элементов могут выступать общественные,
муниципальные и частные организации,
учреждения, предприятия, а также граждане
и их объединения, осуществляющие производство
и выпуск средств массовой информации.
Информационные отношения носят сквозной
характер, они пронизывают все сферы гражданского
общества.
При характеристике структуры гражданского
общества следует иметь в виду
три обстоятельства. Во-первых, изложенная
классификация предпринята в
учебных целях и носит условный
характер. В действительности названные
структурные части, отражающие сферы
жизнедеятельности общества, тесно
взаимосвязаны и
Во-вторых, при изучении социальной, экономической
и других систем как относительно самостоятельных
явлений нельзя недооценивать и другие
структурные составляющие (идеи, нормы,
традиции). В-третьих, надо видеть то, что
связующим, упорядочивающим фактором
структуры и процесса жизнедеятельности
общественного организма служит право
с его естественной общегуманистической
природой, подкрепленной прогрессивным,
демократическим законодательством, что
логика развития гражданского общества
неизбежно приводит к идее правовой государственности,
правового демократического общества.
Понятие правового государства и его отличительные признаки. Социальное государство и его эволюция.
Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений.
Правовое государство включает три компонента:
Правовой компонент выражается в таком правосознании, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правосознания правовых законов.
Отличительным признаком права является принцип формального равенства, справедливость. Поэтому правовые законы закрепляют справедливость и начала равенства, а не произвол властей и привилегии. Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не законов, легализующих произвол, бесправие, несправедливость.
Индивидуально-правовой компонент состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между государством и гражданами. Такой характер взаимоотношений основан на установлении взаимных прав и обязанностей государства и граждан. При этом права и свободы граждан рассматриваются не как продукт воли и усмотрения государства, а как объективно складывающиеся отношения, сохранение которых является обязанностью государства.
Организационно-правовой компонент включает в себя факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть сосредоточение ее в руках одного лица или государственного органа. Такими факторами являются:
Отличительными признаками правового государства, которые более подробно будут рассмотрены ниже, являются:
Признаки правового государства
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно было и остается государством, то есть, как и любое другое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.
Отличительными же признаками
правового государства
1. Прежде всего,
правовое государство
Государство рассматривается
как средство обеспечения условий
для нормальной жизнедеятельности
гражданского общества путем разрешения
общих проблем государственной
властью. Гражданское общество выступает
в качестве противовеса государству,
имеет своим главным
2. Разделение властей
Уже несколько столетий сформулировано Дж. Локком и Ш. Монтескье главное требование принципа разделения властей. Оно заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Признак разделения властей
становится жизнеспособным, если он обеспечивается
системой сдержек и противовесов.
Например, в США предусмотрены
следующие формы воздействия
одной ветви власти на другую. Президент
наделен правом налагать вето на законы,
принимаемые Конгрессом. В свою очередь,
вето может быть преодолено, если при
повторном рассмотрении законопроекта
за него проголосуют 2/3 депутатов каждой
из палат Конгресса. Сенат утверждает
членов правительства, назначаемых
Президентом, и ратифицирует заключенные
им международные договоры. В случае
совершения Президентом преступлений
Сенат выполняет роль суда в решении
вопроса об импичменте. Могущество
Сената ослабляется тем, что председателем
является вице-президент, который может
принимать участие в