Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:27, курсовая работа
Объект исследования – государство и церковь.
Предмет исследования – взаимоотношения государства и церкви.
Целью данной работы является анализ взаимоотношений государства и церкви.
Цель, предмет, объект исследования обусловили постановку следующих задач:
1.Исследовать теоретические и исторический анализ взаимодействия государства и церкви;
2.Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;
3.Определить роль церкви в современной России.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества
1.1. Государство: понятие, сущность, функции………………………….5
1.2. Церковь в политической системе общества………………………..11
1.3. Взаимовлияние государства и церкви………………………………16
Глава 2. Государство и церковь в России
2.1. Правовое положение церкви в современной России………………21
Заключение ……………………………………………………………….28
Список литературы ………………………………………………………30
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.
Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан).
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.
Подводя
итог вышесказанному, можно отметить,
что взаимоотношения церкви и государства
в истории религии приобретали крайне
разнообразные формы. Среди этих форм
можно назвать теократические монархии,
где государственная власть и государственная
религия нераздельно слиты. В демократических
странах принципом взаимоотношения церкви
и государства становится их автономность
друг от друга, а одним из главных прав
личности является право исследовать
любую религию или быть атеистом. В двадцатом
веке, при образовании тоталитарного режима,
как форму взаимоотношений государства
и церкви выделяют принудительный
атеизм, ставший государственным мировоззрением,
обязательным для всех граждан.
Глава 2. Государство и церковь в России
2.1. Правовое положение церкви в современной России
Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [3, с. 27].
Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.
Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании новых положений Федерального Закона от 26.09.1997 , в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.
Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России.
Лейтмотив ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.
Механизм
государственной разрешительной политики,
воплощенной в полномочиях
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации.
Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.
Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России.
Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации).
Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.
Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.
Для
создания конфессиональными
Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой – устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.
Собственность религиозных организаций.
Передача
религиозным организациям соответствующего
недвижимого имущества с