Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
Резкий подъем интереса к религии - весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией.
Введение ___________________________________________________ 2
Глава I. История развития Православной Церкви
и отношений с государством ___________________________ 4
Глава II. Церковь и государство ________________________________ 10
Глава III. Церковь и политика __________________________________ 19
Глава IV. Преступность, наказание, исправление __________________ 22
Заключение _________________________________________________ 26
Библиография _____________
В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу. История сохранила множество примеров помощи святых угодников Божиих людям, находившимся в заключении. Русская православная традиция искони предполагала милость к падшим. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, обратился в тюремной вологодской церкви к заключенным с такими словами: «Не для обличения вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам утешение и назидание. Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами своими приблизилась к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к ней верою, покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь простирает со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и прейдете от смерти в жизнь!9»
Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь строит там храмы и молитвенные комнаты, совершает Таинства10 и богослужения, проводит пастырские беседы с заключенными, распространяет духовную литературу, соответственно с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, однако практической гарантии реализации этих прав в Законе ««О свободе совести и о религиозных объединениях» отсутствуют11. При этом важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного нахождения. Заслуживает всяческого поощрения переписка с осужденными, сбор и передача одежды, лекарственных препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность направляется на облегчение тяжелой участи заключенных, но и на помощь в нравственном исцелении души.
Особая мера наказания - смертная казнь - признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг ходатайствовать перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитывало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью - именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает больше возможностей для работы с оступившимся12. Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а самое главное -соображений охраны жизни членов общества.
Оказывая содействие в преодолении преступности, Церковь взаимодействует с правоохранительными учреждениями, уважая труд их работников.
История взаимоотношений Церкви и государства непроста и насыщена столкновениями.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как “Святая Троица”. Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.
Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо - порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше чудес”.
Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность - на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания - религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последнего нарушило ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и “священных книг”.
В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.
Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем.
Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга.
Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту. Исполнение Церковью ее спасительной миссии в этом мире неизбежно служит благу личности и общества.
Будущее нашей страны
во многом определяется и будет определяться
ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся
религией большинства и опорой российской
государственности. Поэтому статус Русской
Православной Церкви не только должен
учитываться в политической и культурной
жизни страны, но и в полной мере найти
отражение в федеральных законах.
Приложение 1. Местоблюститель
В
случае кончины Патриарха Московского
и всея Руси, его ухода на покой, нахождения
под церковным судом или иной причины,
делающей невозможным исполнение им патриаршей
должности, Священный Синод под председательством
старейшего по хиротонии постоянного
члена Священного Синода немедленно избирает
из числа своих постоянных членов Местоблюстителя
(выделено мной, Ю.А.) Патриаршего Престола.
Устав Русской Православной Церкви.
Архиерейский
Собор. 1994 г.
Приложение 2. Церковные Таинства
Радугин А.А. Введение в религиоведение.
Курс лекций. М.: Изд. «Центр» 1999 г.
Информация о работе Государство и церковь. Правовое регулирование их отношений