Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 17:16, реферат
Государственная бюрократия призвана осуществлять функцию посредника между государством и населением. Бюрократия занимает важное место в современном обществе, поэтому важно понять формы бюрократии и степень воздействия бюрократии на общественные процессы. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ИСТОРИЯ БЮРОКРАТИИ - 4 -
РАЗВИТИЕ БЮРОКРАТИИ В РОССИИ - 8 -
ГОСУДАРСТВО И БЮРОКРАТИЯ В РОССИИ - 10 -
БЮРОКРАТИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ УГРОЗА - 13 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 15 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение
Государственная бюрократия призвана осуществлять функцию посредника между государством и населением. Бюрократия занимает важное место в современном обществе, поэтому важно понять формы бюрократии и степень воздействия бюрократии на общественные процессы. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.
Бюрократия
в современном мире проникает
во все сферы жизнедеятельности
человека. Это относится не только к
России, но и к большинству государств.
Поэтому тема бюрократии актуальна для
изучения. Так же эта тема актуальна, в
связи с неоднозначным отношением к бюрократии.
Бюрократия существует уже очень и очень давно. Зародилась она в Вавилонии и Древнем Египте, затем существовала в Древнем Китае, Великой Римской Империи и в ряде других древних государств. И до сих пор бюрократия остается объектом исследования и споров заинтересованных людей.
Сам термин «бюрократия» произошел относительно недавно, но уходит корнями в античный мир. Древнем Риме грубая шерсть называлась «бюрра». Это слово было заимствовано французами – «бюр», превратившись затем в «бюро», как разновидность шерстяной ткани. В XVI веке этим словом обозначили стол, покрытый тканью, а в XVII веке начали называть кабинет, канцелярию, где стояли столы. В начале XVIII века возникло слово «бюролист», которым называли людей, работавших в бюро. А потом начали употреблять слово «бюрократия», означавшее власть бюро и бюролистов, канцелярии, чиновников. В странах древнего мира везде, где заканчивался период войн и стабилизировалась государственная власть, нуждающаяся в устойчивом социальном порядке, неизменно возникала бюрократия. Она всегда обеспечивала нормальное функционирование власти и существование общества как единого целого.
В Египте во времена Древнего Царствования (I-VI династии) основой государственного строя была бюрократия. Вся земля в стране считалась принадлежащей фараону. Частично она передавалась во временное индивидуальное пользование, но основная ее часть составляла царский домен, то есть находилась в непосредственном пользовании государства. Крестьяне рассматривались по большей части как плоды земли и передавались вместе с нею. Работали крестьяне под надзором чиновников. Чиновники определяли норму поставок (каждый год заново, в зависимости от урожая и разлива Нила). Сверх того крестьяне были обязаны трудовой повинностью для строек и других государственных работ. Наиболее известная из этих повинностей - строительство пирамид.
Начиная со II династии, каждые два года проводилась перепись всего имущества (она называлась "переписью золота и полей" или "переписью крупного и мелкого скота"), во время которой "царские писцы" в сопровождении отряда солдат обходили все дома. На основании данных переписи предписывались нормы поставок и налогов. Представителем власти в деревне был "сельский судья" и "сельский писец".
Разнообразие названий тех должностей, которые занимали чиновники, характеризует степень бюрократического контроля жизни: сельский писец, сельский судья, начальник над каналами, писец озер, начальник морского строительства (флота), строитель дворцов, начальник рабочего персонала, начальник общественных работ, надсмотрщик над хлебами и амбарами. Работа чиновников оплачиваются натурой. При дворе они "живут от стола царя", в провинции - от отписанных им поставок, пропорциональных их рангу.
Одна из самых древних и развитых бюрократий в истории - Китайская бюрократия. По степени своей сложности и организованности она превосходит чиновничество всех других предшествующих нашему времени цивилизаций.
Уже в конце III в. до н.э. в Китае возник многочисленный, чрезвычайно разветвленный и тщательно отрегулированный государственный аппарат, который был исключительно рационалистичен для своего времени. Все чиновники получали строго фиксированное жалованье, четко различались по своему месту в административной иерархии в соответствии с должностями и присвоенными рангами знатности. Между ними существовало детальное распределение обязанностей, нижестоящие звенья регулярно отчитывались перед вышестоящими. Все дела, проходящие через администрацию, полагалось документально оформлять; учетом и контролем стремились охватить всё.
Государство за каждым признавало потенциальную возможность стать чиновником. Однако в соответствии с принципом заслуг должность получить могли лишь самые достойные, т.е. наиболее образованные и начитанные. Для их подготовки по всей стране была развёрнута сеть школ и училищ. Занятие государственных постов большей частью связывалось со сдачей экзаменов (должности можно было также купить или получить по рекомендации), которые сохранялись на протяжении всей истории императорского Китая и не были упразднены даже в период завоевания страны монголами. Они были нацелены на идеологическое воспитание чиновников в духе верности издавна сложившемуся строю, императорской власти и непосредственно конфуцианству с его культом предков и идеей социальной гармонии. Но обычные люди недолюбливали бюрократию, так как и сейчас.
В Древнем Риме, государственная бюрократия сложилась на несколько столетий позже, нежели в Китае. Основы имперской бюрократии заложил Император Клавдий, который в период своего правления улучшил финансовое положение государства, упорядочил налогообложение, раздавал права римского гражданства провинциалам. Но формирование государственности шло параллельно с завоевательными войнами, которые римская община вела с соседями с самого начала своего существования. В ходе завоевания Италии римляне встали перед проблемой организации завоевываемых территории и создания системы управления, которая выходила за рамки их гражданской общины и государственности Римской Республики. Только к концу II в. была сформирована иерархическая пирамида, где каждый чиновник занимал установленное место, имел свой титул, положенную по регламенту одежду и получал надлежащее жалованье.
Несмотря
на существование в Древнем Риме
довольно развитой бюрократии, по своей
сложности и способности
Система
управления, в которой карьера
зависит от личных профессиональных
качеств, возникла еще в допетровской
России. Когда в 16в. в Московском государстве
начали возникать функционально-
Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.
Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.
Управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.
Экономические
реформы при М.Горбачеве и Б.
Советский
Союз на имперском излёте имел развитый
и самовоспроизводящийся
Старение высшего уровня Советского руководства и длительный застой, сопровождался, с одной стороны - социальной пассивностью населения, с другой - формированием циничного отношение к идеологии, структурирующей общество. Молодые представители нижестоящих звеньев бюрократической структуры, лишённые возможностей карьерного продвижения, желали перемен, что входило в противоречие с Советской структурой государственной власти.
Ситуация с переходом власти в руки бюрократического аппарата среднего уровня послужила толчком к началу Перестройки, как форме протеста против структурирования бюрократии верхнего уровня.
Госструктуры с развитой бюрократией (европейское и американское общество) хорошо понимают опасности и риски, которые исходят от бюрократии. Последовательно: захват просвещенной и хорошо структурированной бюрократией власти, выход из-под общественного контроля, захват контроля над ресурсами государства, контроль над правовым полем и средствами легитимизации (законности) власти (СМИ, выборы, литература, новейшая история, зрелищные мероприятия, и т.д.).
Основной риск заключается в том, что бюрократия всегда стремится закрыться, спрятаться от общества. Захватывая власть, она мгновенно коррумпируется, получает доступ к ресурсам, рычагам управления и в отсутствие общественного контроля превращает государство в источник собственного корпоративного обогащения. Но постоянно эволюционирующая западная модель, предусматривает не только государственный, но и серьезный общественный контроль над бюрократическими образованиями всех уровней. Именно поэтому все без исключения европейские страны пошли по пути создания правительств, формируемых парламентским большинством. Уже столетия эта система действует в Великобритании, Германии и даже в президентской Франции. В итоге жесткие правовые рамки, с одной стороны, и публичный общественный, политический и партийный контроль, с другой, позволяют европейцам минимизировать риски и опасности, связанные с бюрократией.
Совершенствование аппарата не есть его линейное увеличение. Как правило, эффективность работы аппарата обратно пропорциональна его размеру. Самоорганизация аппарата, объективно ведет к его росту. Организация аппарата предполагает внешнее принудительное воздействие, как правило, оптимизирующее процесс. При этом, соответствующее идеологическое обеспечение позволит минимизировать противодействие реформируемой (трансформируемой) системы. Самые сложные точки взаимодействия бюрократии и общества определены Марксом. Бюрократия в его описании выглядит абсолютным злом. Здесь и подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного чиновника, т.е. "присвоение государства" чиновничеством; и органическая неспособность бюрократии решать подлинные проблемы, отсутствие у нее государственного разума; и извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; и корпоративность, своекорыстие этой иерархии; и карьеризм как образ ее жизни; и ее притязания на монопольную компетентность; и формализм...