Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть суверенитет государства в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность суверенитета государства в современных условиях;
-выявить роль суверенитета в современных условиях;
-рассмотреть государственный суверенитет России в современных условиях;
-выявить проблемы суверенитета в современных условиях;
-выявить формы защиты государственного суверенитета.
Введение
Глава 1. «Суверенитет: его сущность, понятие и роль в государстве»
Понятие, сущность и политико-правовое значение суверенитета………..4
Суверенитет как категория международного права……………….………7
Глава 2. «Государственный суверенитет России в современных условиях: проблемы и пути их решения»
2.1. Государственный суверенитет России в современных условиях………..15
2.2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации……………………….18
2.3. Формы защиты государственного суверенитета………………………….21
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. «Суверенитет: его сущность, понятие и роль в государстве»
2.2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации……………………….18
2.3. Формы защиты государственного суверенитета………………………….21
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Актуальность
Несмотря на многовековую
К
моменту принятия действующей Конституции
Российской Федерации ни юристы, ни
политические силы не пришли к теоретически
выдержанному и практически удовлетворительному
выводу относительно допустимости или
недопустимости признания суверенного
статуса за субъектами федерации. Данным
обстоятельством во многом и объясняются
«странности» российского суверенитета
в 90-е годы прошлого века.
Суверенитет — категория, которая в новейшей
истории России вызывала и продолжает
вызывать острые политические споры. Борьба
за суверенитет регионов в постсоветской
России совпала с демократическими преобразованиями
в стране. Опасность всеобщей «суверенизации»
не была оценена своевременно и в должной
мере. Осуществление Президентом Российской
Федерации В.В.Путиным политики, направленной
на восстановление единой вертикали власти
в России, приведение в
соответствие с федеральным законодательством
нормативных правовых актов всех субъектов
Российской Федерации, связано со сменой
подходов в понимании суверенитета.
Конституция Российской Федерации 1993 г. сделала значительный шаг к формализации федеративной структуры - в ней был закреплен принцип равноправия субъектов федерации. Но из-за логики внутриполитической борьбы этот принцип так и не был реализован. Процесс подписания договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации свел на нет принцип равноправия субъектов Федерации. Так начала формироваться не конституционная, а по сути договорная, асимметричная федерация. Это лишь на очень короткий срок позволило снять острые противоречия национально-государственного устройства и даже не столько их, сколько противоречия, связанные с формированием новой политической системы и утверждением новой политической элиты.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем программном, первом в качестве Главы государства, выступлении при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. подчеркнул: «В России федеративные отношения недостроены и недоразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию государства. Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, годами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства... у нас создано децентрализованное государство»
Необходимость анализа современного состояния теории суверенитета и особенностей ее реализации в условиях России обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.
Цель работы: рассмотреть суверенитет государства в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность суверенитета государства в современных условиях;
-выявить роль
суверенитета в современных
-рассмотреть
государственный суверенитет
-выявить проблемы суверенитета в современных условиях;
-выявить формы защиты государственного суверенитета.
Глава 1. «Суверенитет : его сущность, понятие и роль в государстве»
Различают несколько видов суверенитета: народный, национальный, государственный. Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором она самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально понятие «суверенитет» возникло как определенная характеристика государства, его атрибут. Суверенитет всегда связывали с государственной властью, он выражал ее способность быть в обществе абсолютной независимой силой.
Понятие «государственный суверенитет» возникло в борьбе за освобождение светской государственной власти из подчинения церкви. Государственный суверенитет имеет точное содержание и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты:
- суверенитет только исключительно характеризует государственность, выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений.
-
суверенитет связан с волей
народов, населения
-
суверенитет является
Абсолютного государственного суверенитета нет, и быть не может, ибо на современном уровне цивилизации в условии единого мирового хозяйства неустранимые взаимозависимости государств по экономической, экологической, гуманитарной и многим другим линиям. Государственный суверенитет по своим значениям и свойствам может быть только в чем-то ограничен, во всяком случае не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств.
Суверенитет
государства – это важнейшее
основное свойство государства, в силу
которого осуществляемая им власть является
единой, верховной и независимой.
Обладание государственным
Верховенство государственной власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти. Это прежде всего ее неограниченность. Верховенство власти означает ее единство, в том смысле, что нет двоевластия, другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок1.
Государственная власть, обладая полнотой и верховенством не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Это означает, что государство не может признаваться тем субъектом, границы которого безграничны, и оно может делать все, что ему заблагорассудиться. Чтобы избежать тоталитаризма, действует принцип разделения властей. Степени цивилизованности государства следует по его отношению к правам и свободам граждан, насколько они реально гарантированны.
Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно, так и через представительные органы в формах и пределах установленных Конституцией.2 Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Именно народ узаконивает государственную власть и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются перевыборы должностных лиц, которые получают от народа мандат на пребывание в должности.
Народный
суверенитет является первичным
по отношению к государственному
суверенитету, однако он может быть реализован
лишь при условии существования государственного
суверенитета.
Суверенитет нации выражается в возможности
нации распоряжаться своей судьбой, самоопределятся
в экономической, государственной, духовной
сферах. Нацией является историческая
общность людей, складывающейся в процессе
формирования их территории, экономических
связей, языка, культуры. Нация формируется
из различных племен, народностей. В условии
общего признания на международном уровне
нерушимости государственных границ.
Попытка отдельных наций сформировать
свое государство встречает серьезный
отпор со стороны государства в рамках
которого существует нация.
1.2. Суверенитет как категория международного права
Суверенитет — неотъемлемое качество
государства как субъекта международного
права. Понятие государственного суверенитета
раскрывается в международно-правовых
документах через следующие характеристики.
1. «Суверенное равенство» всех государств. Принцип описывается в Декларации о принципах международного права следующим образом: «Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера»3.
В
частности, понятие суверенного
равенства включает в себя ряд элементов:
a)
государства юридически равны;
б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;
д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
2.
Невмешательство. В
3. Верховенство. Верховенство государственной власти над всеми лицами и их действиями. Эта исключительная территориальная юрисдикция относится к власти законодательной, судебной и исполнительной.
4.
Полнота государственной
5.
Иммунитет государства. В
На понимание суверенитета наложило свой отпечаток существование военно-политических группировок. Очевидно, что члены единого военного или политического блока имеют собственные национальные интересы и обязательства, включая гарантии взаимной безопасности и уважения принципов взаимоотношений, основывающихся на взаимозависимости.
К 90-м годам сложилась система, при которой две сверхдержавы доминировали в мире и порой даже военным путем вмешивались в дела соседних (и не только) государств. С изменением политических реалий, прекращением существования СССР происходит формирование многополюсного мира, в котором можно выделить несколько центров силы: США, Россия, Европейский союз, Япония, Китай. Это изменение требует и нового подхода к пониманию суверенитета.