Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:49, контрольная работа
В 2006 году исполнилось 100 лет российскому парламентаризму, который сыграл важную роль в реформировании государственной власти начала XX столетия. Историческая связь современного российского парламентаризма с представительными учреждениями дореволюционной России имеет значение формирования законодательных традиций. Обсуждение важнейших вопросов развития российской государственности на уровне Государственного совета способствовало выработке компромиссной позиции, что обеспечивало противодействие любым крайностям.
Введение ________________________________________________стр. 3
1. История и состав Государственного совета__________________стр. 4-14
1.1. Создание и деятельность Государственного совета Российской империи как высшего законосовещательного учреждения России (1810-1906 годы)__________________________________________стр. 4-10
1.2. Деятельность Государственного совета Российской империи как верхней палаты Российского парламента________________стр. 11-14
Список использованных источников и литературы_____________стр. 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: история отечественного государства и права
На тему: "Государственный совет Российской империи (1802-1917 гг.) как правовой институт"
Выполнил:
Студент гр.12131
Ожередов А.В.
Проверила:
Старший преподаватель кафедры
Кутернина Р.В.
Новосибирск 2013
Содержание
Введение ______________________________
1. История и состав Государственного совета__________________стр. 4-14
1.1. Создание и деятельность
Государственного совета Российской империи
как высшего законосовещательного учреждения
России (1810-1906 годы)_________________________
1.2. Деятельность Государственного совета Российской империи как верхней палаты Российского парламента________________стр. 11-14
Список использованных источников и литературы_____________стр. 15
Введение
В 2006 году исполнилось 100 лет российскому парламентаризму, который сыграл важную роль в реформировании государственной власти начала XX столетия.
Историческая связь
Обсуждение важнейших
вопросов развития российской государственности
на уровне Государственного совета способствовало
выработке компромиссной
Законодательная деятельность Государственного совета во многом способствовала формированию основ правового регулирования парламентской работы, толкованию норм права, установлению правил заявления и рассмотрения законодательных инициатив.
Глава 1. История и состав Государственного совета
1.1. Создание
и деятельность
Государственный совет Российской империи (далее – Совет) – порождение российской государственности Нового времени. Его историю начинают с 1801 или 1810 годов. В марте 1801 года вместо существовавшего малодеятельного Совета при высочайшем дворе был «для рассуждений о делах государственных» создан Непременный совет (официальные документы именовали Совет «Государственным»), который наделялся законосовещательными функциями.
«Непременный совет стоял на высоте призвания, был истинным законодательным учреждением в государстве, внимательно следившим за современным удовлетворением назревавших общественных потребностей…. Деятельность Совета отличалась во многих случаях таким благородством, гуманным характером, в ней обнаруживалось такое всесторонне понимание настоящих потребностей страны… что Непременный совет смело можно поставить во главе государственного управления первой эпохи реформ Александра I…»1
В 1810 году была проведена реформа Совета под влиянием М.М. Сперанского. Проект реформы совета готовился в тайне и весьма поспешно. К концу 1809 года проект был готов. Вечером 31 декабря все члены Государственного совета получили повестки, по которым собрались утром 1 января 1810 года. После речи императора, М.М. Сперанский прочитал манифест об образовании Государственного совета. Так началась деятельность Государственного совета.
Полномочия и устройство
Совета определялись
Согласно «Учреждению Государственного совета» 1810 года в него должны были вноситься дела, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений, дела о толковании законов, меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению законов, общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. К компетенции Совета относились и дела об объявлении войны, заключении мира и др. важных внешних мер, государственный бюджет и дополнительные кредиты, проекты о приватизации государственных доходов и имущества, а также о национализации частного имущества и назначении компенсации их владельцам, отчеты министерств.2
Таким образом, по букве закона Государственный совет должен был предварительно рассматривать все законодательные и наиболее важные административные вопросы, контролируя министров.
По всем делам Государственный совет представлял свое заключение императору, который принимал окончательное решение.3
Во главе Совета стоял председатель. Он назначался императором на один год и мог быть уволен досрочно. С января 1810 года по 1906 год Государственный совет имел 12 председателей и 2 председательствующих, 8 из них занимали эту должность пожизненно.4
Начавшаяся в 1810 году с широковещательных заявлений и обширных планов деятельность Государственного совета к 1825 году затихла и стала малозаметной в движении государственной машины.
Государственный совет в Николаевскую эпоху (1825-1855 гг.) занимал одно из важнейших мест в системе органов власти. Николай I признавал его необходимость, а его составу и, главное, руководству уделял первостепенное внимание. Порядок работы Государственного совета определялся рядом частных распоряжений.
Первым изменением в структуре Совета было отделение Комиссии составления законов. В феврале 1832 года в составе Совета создан Департамент дел Царства Польского. В январе 1835 года в непосредственное ведение императора перешла Комиссия по принятию решений при Государственном Совете. В 1854 году прекращает свою деятельность Департамент военных дел.
В 1842 году в «Учреждение Государственного совета» к числу предметов, подлежащих рассмотрению в Государственном совете, добавлены следующие позиции: дела об учреждении акционерных обществ, сметы и раскладки земских повинностей по губерниям и общественного сбора на мирские расходы государственных крестьян, ежегодные отчеты о государственных доходах и расходах и др.
В период правления Николая I через Государственный совет прошли такие важные законы, как об учреждении коммерческих судов (1832 г.), новый университетский устав (1835 г.) и др.
Круг деятельности Совета расширился с 1850 года за счет подробного рассмотрения смет всех министерств, а также он получил возможность контролировать исполнение всех своих постановлений.
В результате деятельность
Государственного совета была введена
в более жесткие рамки
Глубокие социальные и политические реформы 1860 – 1870-х годов способствовали существенному повышению роли Государственного совета в системе органов власти и управления Российской империи.
В эпоху реформ усиливается роль Государственного совета в бюджетном процессе. В тоже время в результате судебной реформы судебные функции существенно сократились. В сентябре 1862 года были утверждены «Основные положения преобразования судебной части в России», которые отделяли судебную власть от административной и выдвигали принципы несменяемости судей, устность и гласность суда и др.
Александр II желал полностью сохранить за собой законодательную инициативу, не доверяя ее ни министрам, ни Совету. За его царствование назначено 132 новых члена Государственного совета.
В январе 1875 года высочайшим повелением было подтверждено, что все рассматривающиеся в Совете вопросы должны представлять императору в установленном порядке. Это было направленно на повышение контроля императора за законодательной деятельностью и на ограничение самостоятельности отдельных министров.
Важнейшим делом Государственного совета в царствование Александра II стало его участие в крестьянской и военной реформах.
В целом состав Государственного
совета в 1860–1870-х годах отличался
высокой компетентностью и
В эпоху контрреформ при Александре III значение Государственного совета несколько снижается. Император предпочитает обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших сановников. Чаще всего в роли узкого круга выступает Комитет министров. Это было связано с тем, что в Государственном совете весомую роль играли сановники времен Александра II, которые была настроены более либерально, чем действующие министры нового царствования.
В этот период происходит завершение
процесса объединения в Государственном
совете законодательной и
Всего за 13 лет царствования Александра III был назначен 51 новый член Государственного совета. При нем членами Государственного совета стали назначать не только министров и т.п., но и «свежих» людей с мест – губернских предводителей дворянства, гражданских губернаторов.
Одним из первых дел, рассмотренных Государственным советом в новое царствование, стал перевод на обязательный выкуп временно обязанных крестьян и понижение выкупных платежей. В 1881 году в Совете был рассмотрен вопрос об отмене подушной подати. Государственный совет активно принимал участие в проведении реформы местного самоуправления, где неоднократно сталкивался с оппозицией императора. Он сыграл активную роль в реформе тарифного дела и проекте нового городового положения.7
В целом можно сказать, что Государственный совет 1880–1890-х годов был на высоте своего положения.
На рубеже XIX–XX веков в деятельности Государственного совета стали проявляться черты застоя. В это время Совет занимал более либеральную позицию, чем правительство, а подчас выступал в роли сдерживающего начала по отношению к правительствующим инициативам.
Состав рассматриваемых
Государственным советом дел
по-прежнему зависел от инициативы
министров и повелений
В январе 1899 года император утвердил мнение Государственного совета, одобрявшего законопроект Министерства юстиции об отмене ссылки в Сибирь. Новый закон также ограничивал административную ссылку.
В январе 1900 года в составе Государственного совета образовывается Департамент промышленности, наук и торговли. В январе 1902 года было учреждено междуведомственное Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
В июне 1905 года издан закон об устранении нарушений в порядке издания законов. Предписывалось вносить все проекты общих законов в Государственный совет.8
В конце апреля 1906 года дореформенный Государственный совет закончил свою работу, и были созваны новые законодательные палаты.
1.2. Деятельность Государственного совета Российской империи как верхней палаты Российского парламента
Изданный 6 августа 1905 года закон
о создании Государственной думы
превратил Государственный
Манифестом от 20 февраля 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Государственный совет и Государственная дума должны были ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Обе палаты наделялись правом самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственного совета и Государственной думы. Обе палаты пользовались правом законодательной инициативы (за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых император оставил за собой).
Теперь реформированный Государственный совет состоял из 196 членов (98 выборных и 98 назначенных). 98 членов реформированного Государственного совета избирались высшими классами. Членами совета по выборам могли быть российские подданные мужского пола не моложе 40 лет, имевшие хотя бы среднее российское образование.9
Информация о работе Государственный совет Российской империи (1802-1917 гг.) как правовой институт