Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:08, курсовая работа
Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Президентский контроль……………………………………………….4
2.Контроль законодательных (представительных) органов власти…...7
3.Контроль в системе исполнительных органов власти………………10
4.Судебный контроль……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………22
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1.Президентский контроль……………………………………………….4
2.Контроль законодательных (представительных) органов власти…...7
3.Контроль в
системе исполнительных
4.Судебный контроль……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Государственный контроль в сфере исполнительной власти. Исходя из установленного Конституцией России разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:
1) президентский контроль;
2) контроль законодательных (
3) контроль в системе органов исполнительной власти;
4) судебный контроль.
Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.
1.
Президентский контроль.
Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.
Президент осуществляет контрольные полномочия также при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.
Президент
имеет возможность
Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В определенных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о, совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. Главному контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности. Основные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность.
Важную
роль в осуществлении президентского
контроля играют полномочные представители
Президента в регионах Российской Федерации.
Согласно Положению, утвержденному
Указом Президента от 9 июля 1997 г., полномочный
представитель осуществляет свою деятельность
по поручению Президента в целях обеспечения
реализации главой государства своих
конституционных полномочий. Полномочный
представитель Президента наделен необходимыми
полномочиями для выполнения своих ответственных
задач: вправе запрашивать и получать
необходимые сведения, документы и материалы
от федеральных и региональных органов
власти, участвовать в работе органов
исполнительной власти региона и др. Посредством
института полномочного представительства
обеспечивается дополнительное усиление
исполнительной власти, контроль в регионах
за выполнением федеральных законов, указов
и распоряжений Президента. По результатам
контроля полномочный представитель готовит
и представляет Президенту аналитические
и иные материалы об экономических, социальных
и политических процессах в соответствующем
регионе и вносит свои предложения. По
предложению полномочного представителя
Президент приостанавливает действие
актов органов исполнительной власти
субъектов Федерации, если они противоречат
федеральной Конституции, федеральным
законам или нарушают права и свободы
человека и гражданина. Полномочный представитель
Президента вносит также в Главное контрольное
управление Президента, соответствующие
федеральные органы исполнительной власти,
а также органы исполнительной власти
субъектов Федерации представления в
случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего
исполнения территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов
Федерации федеральных законов, указов
и распоряжений Президента РФ, а также
вступивших в законную силу решений суда.
Полномочный представитель является федеральным
государственным служащим и входит в состав
Администрации Президента, назначается
на должность и освобождается от должности
Президентом по представлению Руководителя
Администрации.
2.
Контроль законодательных
(представительных)
органов власти.
Этот вид контроля регламентирован Конституцией (ст. 102, 103). Существует механизм построения контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ (ст. 102 Конституции). К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных ст. 93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой. Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляются Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. "м" ст. 83 Конституции). Формой контроля за деятельностью органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы Правительству страны, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен в Федеральном законе от 11 января 1995 г. Задачами Счетной палаты являются:
Контрольные
полномочия Счетной палаты распространяются
не только на государственные органы
(в том числе их аппараты) и
учреждения, но и на органы местного
самоуправления и вообще на все организации
и объединения вне зависимости от видов
и форм собственности, если они получают,
перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную собственность
либо управляют ею, а также имеют какие-либо
официально предоставленные льготы и
преимущества. Счетная палата проводит
ревизии, проверки и иные контрольные
мероприятия. Проверяемые организации
обязаны обеспечивать условия для этого
и предоставлять все необходимые документы
и информацию под угрозой юридической
ответственности. По результатам проверок
Счетная палата направляет проверяемым
организациям представления, которые
должны быть рассмотрены в определенные
сроки с уведомлением Счетной палаты о
принятых мерах. В случае выявления признаков
преступлений материалы проверок передаются
в правоохранительные органы. Счетная
палата уполномочена также давать предписания,
предусмотрен механизм их обязательного
исполнения и обжалования в судебном порядке.
Согласно ст. 77 Конституции, субъекты Федерации
сами образуют соответствующие органы
государственной власти. Эти органы наделены
и соответствующими контрольными полномочиями
по отношению к органам исполнительной
власти. Они особенно значительны в республиках,
входящих в состав Федерации. Конституции
республик устанавливают, что представительные
органы являются не только высшими законодательными,
но и контрольными органами.
3.
Контроль в системе
органов исполнительной
власти.
Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Правительство
Российской Федерации как орган
общей компетенции наделено широкими
контрольными полномочиями в отношении
федеральных органов
Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, между народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономики, государственного имущества, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерствам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля.