Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:00, реферат
Организация государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в. можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА
С.В. Юшков полагал,
что Древнерусское государство
возникло и некоторое время существовало
как государство дофеодальное. Современные
исследователи в большинстве
своем считают это государство
с самого начала раннефеодальным. В
качестве такового ему были свойственны
определенные характерные черты.
Организация государственного
единства. Проблема эта вызвала большие
споры как в дореволюционной, так и в современной
литературе. Некоторые авторы утверждают
даже, что в IX в. вообще не существовало
единого Древнерусского государства,
а был лишь союз племенных союзов. Более
осторожные исследователи полагают, что
с IX до середины X в. можно говорить о союзе
местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто
считает, что имела место федерация, хотя
институт этот не свойствен феодальному
государству, а возникает лишь в буржуазном
и социалистическом. При этом утверждают,
что федерация существовала не только
на начальном этапе развития Древнерусского
государства, но и на всем протяжении его
истории.
Думается, что более
убедительной выглядит точка зрения
С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому
государству свойственна
Государственный механизм.
Древнерусское государство было
монархией. Во главе его стоял
великий князь. Ему принадлежала
верховная законодательная
Внешние функции
государства великие князья выполняли
не только силой оружия, но и дипломатическим
путем. Древняя Русь стояла на европейском
уровне дипломатического искусства. Она
заключала различного рода международные
договоры - военного, торгового и иного
характера. Как тогда было принято, договоры
имели устную и письменную формы. Уже в
X в. Древнерусское государство вступило
в договорные отношения с Византией, Хазарией,
Болгарией, Германией, а также с венграми,
варягами, печенегами и др. Дипломатические
переговоры возглавлял и сам монарх, как
это было, например, с княгиней Ольгой,
ездившей с посольством в Византию. Выполняли
князья и судебные функции.
Фигура князя выросла
из племенного вождя, но князья периода
военной демократии были выборными.
Став главой государства, великий князь
передает свою власть по наследству, по
прямой нисходящей линии, т.е. от отца к
сыну. Обычно князьями были мужчины, но
известно и исключение - княгиня
Ольга.
Хотя великие князья
были монархами, все-таки они не могли
обойтись без мнения приближенных.
Так сложился совет при князе,
юридически не оформленный, но имевший
серьезное влияние на монарха. В
этот совет входили приближенные
великого князя, верхушка его дружины
- княжи мужи.
Иногда в Древнерусском
государстве созывались также феодальные
съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие
междукняжеские споры и некоторые иные
важнейшие дела. По мнению С.В. Юшкова,
именно на таком съезде была принята Правда
Ярославичей.
В Древнерусском
государстве существовало и вече,
выросшее из древнего народного собрания.
В науке идут споры о распространенности
веча на Руси и его значении в
отдельных землях. Бесспорна высокая
активность веча в Новгороде; что
же касается его роли в Киевской
земле, то источники не позволяют
ответить на этот вопрос однозначно. [8,
с. 28]
Первоначально в
Древнерусском государстве
Десятичная система
еще не отделяла центральное управление
от местного. Однако позже такая
дифференциация возникает. В центральном
управлении складывается так называемая
дворцово-вотчинная система. Она
выросла из идеи соединения управления
великокняжеским дворцом с
Система местного управления
была проста. Кроме местных князей,
сидевших в своих уделах, на места
посылались представители центральной
власти - наместники и волостели. Они
за свою службу получали от населения
"корм". Так сложилась система
кормления.
Основу военной
организации Древнерусского государства
составляла великокняжеская дружина,
сравнительно небольшая. Это были профессиональные
воины, которые зависели от милостей
монарха, но от которых зависел и
он сам. Они жили обычно на княжеском
дворе или вокруг него и всегда
были готовы идти в любые походы,
в которых искали добычу и развлечения.
Дружинники были не только воинами, но
и советниками князя. Старшая
дружина представляла собой верхушку
феодалов, которая в большой мере
определяла политику князя. Вассалы
великого князя приводили с собой
дружины, а также ополчение из
своих слуг и крестьян. Каждый мужчина
умел владеть оружием, правда, весьма
нехитрым в то время. Боярских и княжеских
сыновей уже в трехлетнем возрасте
сажали на коня, а в 12 лет отцы брали
их с собой в поход.
Города или во всяком
случае их центральная часть были крепостями,
замками, защищавшимися в случае необходимости
не только княжеской дружиной, но и всем
населением города. Владимир Святославич
для обороны от печенегов построил цепь
крепостей на левобережье Днепра, набрав
для них гарнизоны из северных русских
земель.
Князья нередко
прибегали к услугам наемников
- сначала варягов, а позже степных
кочевников (каракалпаков и пр.).
В Древней Руси еще
не существовало специальных судебных
органов. Судебные функции выполнялись
теми или иными представителями
администрации, включая, как уже
говорилось, самого великого князя. Однако
имелись специальные
Государственное управление,
войны, да и личные потребности князей
и их окружения требовали, конечно, немалых
денег. Кроме доходов от собственных земель,
от феодальной эксплуатации крестьян,
князья установили и систему налогов,
дани.
Дани предшествовали
добровольные дары членов племени своему
князю и дружине. Позже эти
дары стали обязательным налогом, и
сама уплата дани стала признаком
подчиненности, откуда и родилось слово
подданный, т.е. находящийся под данью.
Первоначально дань
собиралась путем полюдья, когда
князья, обычно раз в год, объезжали
подвластные земли и собирали
доходы непосредственно со своих
подданных. Печальная судьба великого
князя Игоря, убитого древлянами
за чрезмерные поборы, заставила его
вдову княгиню Ольгу
Сложилась система
разнообразных прямых налогов, а
также торговых, судебных и иных
пошлин. Налоги собирались обычно мехами,
но это не означает, что они были
только натуральными. Меха куницы, белки
были определенной денежной единицей.
Даже когда они теряли товарный вид,
их ценность как платежного средства
не исчезала, если на них сохранялся
княжеский знак. Это были как бы
первые русские ассигнации. На Руси
не было своих месторождений
Важным элементом
политической системы древнерусского
общества стала церковь, тесно связанная
с государством. Первоначально Владимир
Святославич упорядочил языческий культ,
установив систему шести богов во главе
с богом грозы и войны - Перуном. Затем,
однако, он крестил Русь, введя наиболее
удобную для феодализма христианскую
религию, проповедующую божественное
происхождение власти монарха, покорность
трудящихся государству и т.д.
В науке существует
спор о том, откуда пришла к нам
новая религия. По летописному преданию
Владимир, прежде чем изменить религии
предков, позвал представителей разных
стран и разных церквей. Из Хазарского
каганата, где, как мы помним, верхушка
общества исповедовала иудейство, приехали
апологеты этой религии. Из Волжской
Булгарии прибыли защитники мусульманства.
Но всех победили христианские миссионеры,
убедившие великого князя киевского в
преимуществах своей религии и церкви.
Результат раздумий Владимира известен.
Однако спорно, откуда именно прибыли
христианские проповедники. Наиболее
распространено мнение, что это были византийские
миссионеры. Однако некоторые исследователи
предполагают, что христианство пришло
к нам из Дунайской Болгарии, Моравии,
даже Рима. Есть версия и о том, что введение
христианства тоже не обошлось без варягов,
во всяком случае современные исследователи
видят в древнерусском православии не
только южное, но и западноевропейское
влияние.
Не случайно поэтому
введение христианства вызвало упорное
сопротивление народа. Даже дореволюционные
авторы отмечали, что крещение Руси проходило
порой огнем и мечом, как это было, например,
в Новгороде. Вооруженное сопротивление
миссионерам имело место и в других городах.
Конечно, здесь сказались не только классовые,
но и чисто религиозные мотивы: люди, веками
привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели
без видимых причин от нее отступаться.
Особенно это имело место в северных районах
Руси.
Во главе православной
церкви стоял митрополит, назначавшийся
первоначально из Византии, а затем
и великими князьями. В отдельных
русских землях церковь возглавлялась
епископом.
Информация о работе Государственный и политический строй Древнерусского государства