Старожильцам
противопоставлялись новопорядчики
(новоприходцы). Феодалы, заинтересованные
в притоке рабочей силы, охотно принимали
крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще
всего это были крестьяне, бежавшие от
других феодалов. Новопорядчик освобождался
от государственного тягла, а иногда и
от феодальных повинностей. Новопорядчики
получали иногда от вотчинника или помещика
подмогу или ссуду. Они имели право перейти
от одного феодала к другому, расплатившись
со своим господином. Если новопорядчик
много лет проживал на одном месте, он
считался старожильцем.
Следующую группу
зависимых людей составляли серебряники.
Это были люди, взявшие у феодала
«серебро», т.е. деньги в долг, и обязанные
отрабатывать его. Расплачиваться с такими
долгами часто было трудно из-за высоких
процентов. Серебряник до уплаты долга
не мог уйти от хозяина.
Одной из групп
зависимых людей были половники.
Они пахали господскую землю на своих
лошадях, отдавая половину урожая хозяину.
Это были бедняки, не имевшие земли.
В конце XV в. появляется
еще одна категория зависимых
людей — бобыли. Бобыли получали
у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую,
т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись
не только у светских феодалов, но и у церкви.
Были даже бобыли, живущие на черных землях.
В этом случае они зависели не от господина,
а от крестьянской общины. Судебник 1497
г. положил начало всеобщему закрепощению
крестьян. Он установил, что крестьяне
могут уходить от своих господ только
в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него
и неделю после него. При этом крестьянин
должен был уплатить определенную сумму
— пожилое.
Холопы. Монголо-татарское
иго привело к сокращению численного
состава холопов на Руси. Плен как источник
холопства потерял значение. Наоборот,
татары уводили громадное число русских
в рабство.
Холопы подразделялись
на несколько групп. Имелись большие,
полные и докладные холопы. Большие холопы
— это верхушка холопства, княжеские и
боярские слуги, иногда занимавшие высокие
посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали
должностные лица из холопов. В XV в. некоторые
холопы получают за свою службу князю
землю. Полные и докладные холопы работали
в хозяйстве феодала в качестве прислуги,
ремесленников, землепашцев. Все более
очевидной становится экономическая невыгодность
холопского труда. Поэтому наблюдается
тенденция к относительному сокращению
холопства. По Судебнику 1497 г. в отличие
от Русской Правды свободный человек,
поступивший в ключники в городе, уже не
считался холопом. Отменялось и превращение
феодально зависимого крестьянина в холопа
за бегство от господина.
Вместе с тем
широкое распространение получила самопродажа
в холопы. Продавались в холопы обедневшие
крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась
от одного до трех рублей. Количество холопов
сокращалось также за счет отпуска их
на волю. С течением времени это становится
вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали
холопов по завещанию. Так, великий князь
Василий Дмитриевич дал свободу почти
всем своим холопам, оставив наследницам
лишь по пяти холопских семей каждой.
Освобождали своих
холопов и монастыри. Холоп, бежавший
из татарского плена, считался свободным.
В данный период
развивается процесс постепенного
стирания грани между холопами и крестьянами,
начавшийся еще в Древней Руси. Холопы
получают некоторые имущественные и личные
права, а закрепощенные крестьяне все
больше их теряют. Среди холопов различались
страдники, т. е. холопы, посаженные на
землю.
Наряду с относительным
сокращением числа холопов возникает
новый разряд людей, сходных по положению
с холопами,— кабальные люди. Кабала
возникала из долговой зависимости. Человек,
взявший в долг (обычно 3 — 5 р.), должен
был отрабатывать проценты. Чаще всего
кабала становилась пожизненной.
Городское население.
Города делились обычно на две части:
собственно город, т. е. огороженное стеной
место, крепость и окружающий городские
стены торгово-ремесленный посад. Соответственно
этому делилось и население. В крепости
— детинце жили в мирное время преимущественно
представители княжеской власти, гарнизон
и слуги местных феодалов. На посаде селились
ремесленники и торговцы. Первая часть
городского населения была свободна от
налогов и государственных повинностей,
вторая относилась к тяглому «черному»
люду.
Промежуточную
категорию составляло население
слободок и дворов, принадлежавших
отдельным феодалам и расположенных в
городской черте. Эти люди, экономически
связанные с посадом, были тем не менее
свободны от городского тягла и несли
повинности только в пользу своего господина.
Хозяйственный подъем в XV в., развитие
ремесла и торговли укрепляли экономическое
положение городов, а следовательно, поднимали
и значение посадских людей. В городах
выделяются наиболее состоятельные круги
купечества — гости, ведущие иноземную
торговлю. Появилась особая категория
гостей — сурожане, ведущие торг с Крымом
(с Сурожем — Судаком). Несколько ниже
стояли суконники — торговцы сукном.
.
Назад
Общественный
строй
Феодалы.
По мере углубления процесса государственной
консолидации класс феодалов распадался
на следующие группы: служилых
князей, бояр, слуг вольных
и детей боярских, "слуг
под дворским".
Служилые князья
составляли верхушку класса феодалов.
Это бывшие удельные князья, которые после
присоединения их уделов к Московскому
государству потеряли свою самостоятельность,
но сохранили право собственности на землю.
Они занимали руководящие посты в войске
и являлись на войну во главе собственных
дружин (позже слились с верхушкой боярства).
Бояре, или княжата, составляли
экономически господствующую группировку
внутри класса феодалов. Средними и мелкими
феодалами были слуги
вольные и дети боярские. Те и другие
несли службу великому князю.
Феодалы обладали правом
отъезда, т.е. они вправе были выбирать
себе сюзерена по своему усмотрению. Бояре
стремились служить наиболее сильному
и влиятельному князю, способному защитить
их интересы.
В XIV - начале XV в. право отъезда было выгодно московским князям, так
как способствовало собиранию русских
земель. Но по мере укрепления централизованного
государства оно стало мешать им: этим
правом пытались воспользоваться служилые
князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать
дальнейшей централизации и даже добиться
прежней самостоятельности. Поэтому великие
московские князья стараются ограничить
право отъезда, а затем и вовсе его отменить.
Способом борьбы с отъезжающими боярами
было лишение их вотчин. Позже на отъезд
начали смотреть уже как на измену.
Низшую группу феодалов составляли "слуги
под дворским", которые часто набирались
из княжеских холопов. Со временем некоторые
из них стали занимать более или менее
высокие посты в дворцовом и государственном
управлении. При этом они получали от князя
землю и становились настоящими феодалами.
В XV в. в положении феодалов происходят
заметные сдвиги, связанные с усилением
процесса централизации. Изменился состав
и положение боярства. Во второй половине
века число бояр при московском дворе
выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших
на службу к московскому великому князю
вместе со своими боярами. Княжата оттеснили
на второй план старинное московское боярство.
В результате меняется смысл самого термина
"боярин". Если раньше он означал
лишь принадлежность к определенной социальной
группе - крупным феодалам, то теперь
боярство становится
придворным чином, который жаловал великий
князь (введенные бояре). Вторым придворным
чином стал чин окольничего. Его получила
основная масса прежнего боярства. Бояре,
не имевшие придворных чинов, слились
с детьми боярскими и слугами вольными.
Изменение природы боярства повлияло
на его отношение к великому князю. Прежнее
московское боярство связывало свою судьбу
с успехами князя и поэтому всемерно помогало
ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные
князья - были настроены весьма оппозиционно.
Великие князья начинают искать опору
в новой группе класса феодалов - дворянстве.
Дворяне формировались, прежде всего,
из "слуг под дворским" при дворе
великого князя, удельных князей и крупных
бояр.
Крупным феодалом по-прежнему оставалась
церковь. В центральных районах страны
монастырское землевладение расширяется
за счет пожалований местных князей
и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке
монастыри захватывают неосвоенные, а
часто и черносошные земли.
Крестьяне. Сельское феодально-зависимое
население именовалось сиротами. В XIV в.
этот термин постепенно вытесняется новым
- крестьяне (от "христиане"), хотя
наряду с ним употребляется и такой, как
"смерды". Крестьяне делились на две
категории - чернотяглых
и владельческих. Владельческие крестьяне
жили на землях, принадлежавших помещикам
и вотчинникам, чернотяглые - на остальных,
не отданных еще какому-либо феодалу. Эта
категория земель считалась принадлежащей
непосредственно князю. Следовательно,
чернотяглые крестьяне проживали в домениальных
владениях великих и удельных князей.
В XV в. происходит прикрепление чернотяглых
крестьян к земле и закрепощение владельческих.
Одними из первых были прикреплены старожильцы.
Старожильцы - это люди, исстари живущие
у того или иного феодала несшие обычные
феодальные повинности, а также тягло
в пользу государства. Старожильцам противопоставлялись
новопорядчики (новоприходцы). Феодалы,
заинтересованные в притоке рабочей силы,
охотно принимали крестьян свои вотчины
и поместья. Новопорядчик освобождался
от государственного тягла, а иногда и
от феодальных повинностей. Порою новопорядчики
получал от нового хозяина подмогу или
ссуду. Они могли перейти к другому феодала
лишь расплатившись с прежним. Если новопорядчик
много лет проживал на одних и тех же землях,
он считался старожильцем.
Следующую группу зависимых людей составляли
серебряники. Это были люди, взявшие
у феодала "серебро", т.е. деньги в долг и обязанные отработав
его. Расплачиваться с долгами было зачастую
трудно из-за высоких процентов. Серебряник
до уплаты долга не мог сменить хозяина.
Судебник 1497 г. положил начало всеобщему
закрепощению крестьян. Он установил,
что отныне крестьяне могут уходить от
своих господ только в Юрьев
день (26 ноября), за неделю до него и неделю
после него. При этом крестьянин должен
был уплатить определенную сумму - пожилое.
Холопы. Татаро-монгольское иго привело
к сокращению численности холопов на Руси.
Плен как источник холопства потерял значение.
В XV в. некоторые холопы получают за свою
службу князю землю. Количество холопов
сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени
это становится вполне обычным явлением.
Чаще всего отпускали холопов по завещанию.
Освобождали своих холопов и монастыри.
Городское население.
Города делились обычно на две части: собственно
город, т.е. огороженное стеной место, крепость
и окружающий городские стены торгово-ремесленный
посад. Соответственно этому делилось
и население. В крепости (детинце) жили
преимущественно представители княжеской
власти, гарнизон и слуги местных феодалов.
На посаде селились ремесленники и торговцы.
Первая часть городского населения была
свободна от налогов и государственных
повинностей, вторая относилась к тяглому
"черному" люду.
В городах выделяются наиболее состоятельные
круги купечества - гости, ведущие
иноземную торговлю. |
|
|
|
|
|
|
. На
месте множества самостоятельных
княжеств образуется единое государство.
Изменяется вся система сюзеренно-вассальных
отношений: бывшие великие князья
сами становятся вассалами московского
великого князя, складывается сложная
иерархия феодальных чинов. Укрепляющее
служилое дворянство становится для великого
князя опорой в борьбе с феодальной аристократией,
не желающей поступиться своей независимостью.
В экономической области разворачивается
борьба между вотчинным и поместным типами
землевладения.
Серьезной
политической силой становится церковь,
сосредоточившая в своих руках
значительные земельные владения и
ценности и в основном определявшая
идеологию формирующегося самодержавного
государства.
Верхушка
городского населения вела непрерывную
борьбу с феодальной аристократией и активно
поддерживала политику централизации.
Она формировала свои корпоративные органы,
настаивала на освобождении от тяжелого
обложения и ликвидации привилегированных
феодальных промыслов и торгов в городах.