Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:56, контрольная работа
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
1.Государственный
долг Российской Федерации
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга)
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых,
когда правительство берёт займ
на рынке капиталов для
Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием "реструктуризация", т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.
Рефинансирование - это погашение
старой задолженности (и
Другой способ - выкуп долга. В
случаях, когда государства-
Секьюритизация
долга - переоформление государственного
долга в новые рыночные долговые
инструменты денежного рынка, включая
ссудные капиталы. Среди основных
видов ценных бумаг, обращающихся на
международных финансовых рынках, выделяются
две группы: иностранные облигации
- эмитируемые нерезидентами на внутреннем
рынке иностранного государства, и
еврооблигации - средне- и долгосрочные
обязательства в евровалютах, выпускаемые
на европейском рынке среди
2. Внешний
долг РФ
Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года 146,4 % от ВВП.
По
принятому трёхлетнему бюджету
на период 2008—2010 гг., госдолг должен
был удерживаться в рамках 2,5 % от
ВВП. Однако вследствие падения цен
на нефть бюджет России стал дефицитным.
Таблица 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 мая 2011 года
Наименование | Сумма, млн долларов США | Эквивалент млн евро |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
38 832,8 | 26 171,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба | 682,1 | 459,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба | 1 608,2 | 1 083,8 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1 137,8 | 766,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 57,5 | 38,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 934,4 | 1 977,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 29 820 | 20 097 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | 1 774,9 | 1 196,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 817,9 | 551,2 |
Динамика
внешнего долга Российской Федерации
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Для
сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный
долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП,
Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады
— 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии
— 217,6 %.[8]Дата Сумма, млрд долл. США(Таблица
2)
Таблица 2.Динамика внешнего долга РФ
Дата | Сумма, млрд долл. США |
2006, 1 января | 76,5 |
2007, 1 января | 52,0 |
2008, 1 января | 44,9 |
2009, 1 января | 40,6 |
2010, 1 января | 37,6 |
2011, 1 января | 39,96 |
2011, 1 мая | 38,83 |
2011, 1 июня | 37,10 |
2011, 1 августа | 36,77 |
Внешний
долг частного и федерального сектора
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.
Общие
выплаты в 2009 году должны составить
$141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится
на органы государственного управления),
2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).(Таблица 3)
Таблица 3. Внешний долг частного и федерального сектора
Дата | Сумма, млрд долл. США |
2006, 1 января | 257,2 |
2007, 1 января | 313,2 |
2008, 1 января | 471,0 |
2009, 1 января | 479,9 |
2010, 1 января | 471,6 |
2011, 1 января | 493,225 |
3. Внутренний
долг РФ
Внутренний
долг государственный — финансовые
обязательства государства, возникающие
в связи с привлечением для
выполнения государственных программ
и заказов средств
В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.
По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 2 605,198 млн рублей.