Государственный аппарат

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной работы являются:
1. дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2. проанализировать классификацию органов государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие механизма (аппарата) государства
Глава 2. Классификация органов государства
2.1. Представительные органы государственной власти
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
Глава 3. Основные принципы организации и деятельности механизма современного Российского государства, их развитие в современных условиях
Заключение
Библиографический список ……

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

В странах с республиканским правлением главой государства обыч­но является президент. В цепом полномочия президента сводятся к следующему:

— президент принимает иностранных дипломатических предста­вителей, назначает послов;

— ратифицирует международные договоры и соглашения; — является главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодатель­ством президент имеет право:

— распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; — отказать в одобрении законопроекта и передать его на вто­ричное рассмотрение парламента.

Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках. Как уже отмечалось, это ха­рактерно для США, где президент, кроме вышеперечисленных полномо­чий, имеет право назначать и смещать министров (секретарей), а также всех высших гражданских и военных чиновников. Он издает указы, ко­торые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.

В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представля­ет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению прави­тельства; акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.

Правительство — это высший исполнительный и распорядитель­ный орган государственной власти, который непосредственно осуществля­ет управление страной. В различных странах правительства имеют раз­ные названия: например, кабинет министров, совет министров.

Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или каби­нета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секре­тарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах — общефе­деральное правительство и правительства членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В пер­вом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором — только одной партии. Коалиционные правительства форми­руются, как правило, в государствах с парламентарной формой правле­ния.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Пере­чень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного поряд­ка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важ­ными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строитель­ством.

Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкрет­ных задач, которые они должны решать. Так, для обеспечения нормаль­ного государственного управления американским обществом в Кабине­те министров США действует четырнадцать министерств: госдепарта­мент (министерство иностранных дел), министерства финансов, оборо­ны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строи­тельства, транспорта и прочие.

При правительстве могут быть образованы и другие централь­ные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполни­тельной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, поли­ция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержани­ем и методами своей деятельности. При решении задач по охране закон­ного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно темя и тугими органами при строгом разграничении их компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме осуществляется органами самоуправ­ления, то в Италии она ограничена так называемыми комиссионерами, которые назначаются центральным правительством и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же и ком­мунах наряду с собственными советами управленческие функции осу­ществляют префект и совет префектуры, которые назначаются прези­дентом. Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные правительства, правление местных и област­ных общин совместно с представительными органами земель и их административно-территориальных единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

 

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.[7]

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в пра­вовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, тран­спортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право об­виняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции консти­туционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо прези­дентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одоб­рения Сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятель­ностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно испол­няет функции конституционного суда.

Прокуратура. В одних странах она является составной час­тью суда, а в других организационно отделена от него. Функции проку­ратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Проку­ратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом госу­дарстве.[8]

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление на­следственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) но­тариальные действия осуществляются только государственными нота­риусами, в других — государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, наз­начаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность при­дает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные принципы организации и деятельности механизма современного Российского государства, их развитие в современных условиях

 

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).[9]

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Государственный аппарат