Государственный аппарат

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура механизма государства: общая характеристика
2. Орган государства: понятие, признаки, виды
3. Структура государственного аппарата Российской Федерации
4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации
5. Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая гос. аппарат.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Как уже  было указано, понятие "механизм государства" тесно связано с категорией "государственный  аппарат". Последний принято употреблять  в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин "государственный аппарат" в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства. Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это  система государственных органов, основанная на единстве принципов его  организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего  закреплен принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. В развитие данного положения  в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

Согласно  статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми "вещественными придатками", на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они  выделяются в механизме государства  не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные  органы, а именно как "вещественные придатки" последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, "вещественные придатки" механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет  прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства 7.

Таким образом, феномен "механизм государства" включает четыре составляющих:

1) структурную  - совокупность определенных органов;

2) функциональную - совокупность определенных функций,  для реализации которых, собственно  говоря, и создана указанная выше  группа органов;

3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, способов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;

4) правовую - совокупность определенных правовых  норм, определяющих структурную  организацию государственных органов,  а также их полномочия, методы  и формы реализации функций  государства.

Все эти  составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зависимости. Они- то в целом и составляют механизм государства.

Механизм  государства - это система государственных  органов с их полномочиями, формами  и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства 8.

Механизм  государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может  быть охарактеризована как связь  причины и следствия, которая  опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе  с тем на механизм государства  оказывают влияние состояние  экономического базиса, соотношении с политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следующими свойствами.

1. Он  состоит из особой группы людей,  которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет.

2. Образующие  его государственные органы иерархически  соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый  орган обладает властными, обязательными  для всех полномочиями. Выступая  от собственного имени, государственный  орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно  наличие организационных и материальных  орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать "государственной  властью" или "публичной властью". Он создается для осуществления  функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат - это часть механизма  государства, представляющая собой  совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это такие государственные  организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

     Государственный аппарат специально предназначается  для осуществления государственной  власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают  влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата. появления новых органов государства. В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами ("блоками") органов:

а) органы законодательной власти - то есть "первичные", органы государственной власти в  собственном смысле слова, непроизводные  от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высокая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения. В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуататорских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был технически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства 9.

Государственный аппарат играет огромную, в ряде случаев определяющую роль в реализации политических решений. В известном  смысле он - истинное лицо государства, необходимая предпосылка эффективности  работы всего государственного механизма. Не случайно проблемы совершенствования работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории. Макс Вебер, чьи работы в области государственного управления считаются классическими, сформулировал следующие принципы рациональной бюрократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюдаемой системы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающейся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко устанавливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно определенных методов и приемов решения стоящих перед чиновником задач 10. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Орган государства: понятие, признаки, виды. 

     Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.

1. Государственный  орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок  формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права  и обязанности) закрепляются нормами  права;

б) орган  государства наделен правом издания  юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные  этими актами предписания обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный  орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

Информация о работе Государственный аппарат