Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:37, реферат
Источники формирования доходов
Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:
- первый метод: это прямое изъятие доходов из государственного сектора.
- второй: получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг.
- третий: перераспределение доходов среди юридических и физических лиц с помощью налогов.
- четвертый: привлечение ссуд, кредитов.
2.
Бюджетные права
Понятие и значение государственного бюджета.
Бюджет – центральный институт финансовой системы. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Понятие «государственный бюджет» составляет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
По
экономической сущности государственный
бюджет – это денежные отношения,
возникающие у государства с
юридическими и физическими лицами
по поводу перераспределения
По своему материальному содержанию государственный бюджет представляет собой общегосударственный фонд денежных средств.
С правовой точки зрения государственный бюджет – это нормативный акт, обладающий повышенной юридической силой, содержащий роспись доходов и расходов денежных средств государства на определенный период времени.
В целом бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.
Бюджетное право представляет совокупность правовых норм, устанавливающих структуру бюджетной системы государства, объемы отдельных бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок их распределения между бюджетами различного уровня, а также нормы, устанавливающие бюджетный процесс, т.е. порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и порядок составления и утверждения отчетов об их исполнении.
Бюджетные
права государственных и
Бюджетные отношения могут быть объединены в три группы:
Нормы бюджетного права подразделяются соответственно на материальные, регулирующие первые две группы отношений, и процессуальные. Совокупность бюджетно-правовых норм образует институт финансового права, активное развитие которого позволяет некоторым ученым говорить о формировании новой подотрасли права – бюджетном праве.
Бюджетная система.
Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.
В соответствии с декларациями о государственных суверенитетах было принято соответствующее законодательство о формировании бюджетов всех уровней на территориях бывших союзных республик. .
Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство
бюджетной системы
Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и поступления.
Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.
Самостоятельность бюджетов заключается в том, что:
Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно.
Структура бюджета.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы
бюджета представляют собой часть
государственных доходов и
Расходная часть бюджетов подразделяется на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территории, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство. Расходы являются базой для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Дотации – суммы, выделяемые из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня.
Субвенции
– суммы, выделяемые на определенный
срок из бюджета вышестоящего уровня на
конкретные цели для выравнивания социально-экономического
развития и соответствующего национально-государственного
или административно-
Бюджетный процесс.
Бюджетный
процесс – это процесс
Все
стадии бюджетного процесса регламентируются
процессуальными нормами
Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – функциями соответствующих представительных органов власти.
Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, складывающихся из ряда этапов.
На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета.
Заканчивается
данная стадия рассмотрением проекта
бюджета вынесением соответствующим
представительным органом власти решения
о санкционировании бюджетных расходов.
На основании этого решения
Третья
стадия бюджетного процесса заключается
в утверждении проекта бюджета.
Стадия начинается рассмотрением уточненного
проекта бюджета
Составление проектов бюджетов и их утверждение осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией.
Четвертая стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета – равна бюджетному году и длится с 1 января до 31 декабря. В соответствии с названными законодательными актами исполнение бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы.
Исполнение
бюджета заключается в
Пятой, последней стадией бюджетного процесса является стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующим представительным органом власти.
Отчет об исполнении бюджета готовят исполнительные органы управления и представляют на утверждение соответствующим органам представительной власти.
Время с начала бюджетного процесса, то есть составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении, называется бюджетным периодом.
Бюджетное право Украины утверждено в Конституции Украины. В соответствии с п. 4 статьи 85 Конституции Украины, к Верховной Рады Украины принадлежитизменений в него, контроль за . При этом, в соответствии со статьей 92 Конституции, исключительно законами Украины устанавливаются Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины. В соответствии со статьей 95, бюджетная система Украины строится на основах справедливости и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами. Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства полномочиям утверждение Государственного бюджета Украины и внесение выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета об его выполнении на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.
Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины, а отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть преданы огласке.
Статьей
96 Конституции Украины
Кабинет Министров Украины не позже 15 сентября каждый год подает в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом закона направляется доклад о ходевыполнениягода. Государственного бюджета Украины текущего
В соответствии со статьей 97, Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины отчет о выполнении Государственного бюджета Украины.
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, согласно со статьей 98 Конституции Украины, от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.
Конституцией Украины не только утверждено положение относительно государственного бюджета, но и определено, в соответствии с п. 4 статьи 138, что Автономная Республика Крым имеет право разрабатывать, утверждать и выполнять бюджет Автономной Республики Крым на основании единой налоговой и бюджетной политики Украины.
Аналогично, в соответствии со статьей 143 Конституции Украины, областных и районных ради утверждают областные и районные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета и соответственно распределяются между территориальными общинаминаправляются на выполнениекоторойгосударство участвует врасходы местного самоуправления, которые возникли вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством. совместных проектов. Это положение подтверждается и статьей 142 Конституции, согласно формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансовое поддерживает местное самоуправление. В этой связи необходимо подчеркнуть положение, утвержденное в Конституции, о то, что
Государственный
бюджет Украины утверждается законом
Украины, республиканский бюджет Автономной
Республики Крым утверждается ее Верховной
Радой, а местные бюджеты
Информация о работе Государственные доходы: источники их формирования. Методы мобилизации