Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы государственного и политического режима ;
Объективная оценка государственного и политического режима РФ;
Обозначение путей улучшения государственного и политического режима РФ.
При написании данной курсовой работы в основу изучения было положено Конституция РФ, нормативно-правовые акты, Федеральный Закон РФ, учебно - методические пособия, электронный ресурс.
Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки.. 7
1.1. Понятие государственно-политического режима.…………………7
1.2. Виды государственно-политических режимов. . .………………....8
Глава 2. Форма правления в России государственное устройство и политический режим…11
2.1.Форма правления в Российском государстве………………………11
2.2.Форма государственного устройства Российской Федерации……12
2.3.Политический режим Российского государства……………………14
Заключение……………………………………………………………...…16
Список литературы………………………………………………………..22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет Юридический
Специальность 030501 (021100) Юриспруденция (Направление 030500 (521400) Юриспруденция –
Специализация 021101 – Государственное право (021102 – Гражданское право, 021103 – Уголовное право)
Кафедра теории и истории государства и права (уголовного права и процесса, гражданского права, конституционного и административного права, гражданского и арбитражного процесса)
заочная форма обучения
Курсовая работа на тему:
«Государственно-политический режим в России»
Выполнил
студент 1 курса 42 группы
Сторьев Олег Сергеевич
Научный руководитель:
Воронов Е.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки.. 7
1.1. Понятие государственно-
1.2. Виды государственно-
Глава 2. Форма правления в России государственное устройство
и политический режим……………………………………………………11
2.1.Форма правления в Российском государстве………………………11
2.2.Форма государственного устройства Российской Федерации……12
2.3.Политический режим Российского государства……………………14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают демократический и авторитарный государственно-правовые режимы.
При демократическом режиме
провозглашаются и
Авторитарный режим связан
с отстранением населения от управления
обществом и государством с существенным
ограничением его основных прав и
свобод. Различают конституционно-
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.
Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-
Введение режима чрезвычайного
положения связано с
Решение о введении особого
режима принимается высшими
В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах.
Задачами курсовой работы являются:
При написании данной курсовой работы в основу изучения было положено Конституция РФ, нормативно-правовые акты, Федеральный Закон РФ, учебно - методические пособия, электронный ресурс.
Были использованы логические методы исследования системы права и системы законодательства, а именно:
Глава 1. Государственно-политический
режим, понятие и признаки
1.1. Понятие государственно-
Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический
режим к явлениям политической жизни
и к политической системе общества
в целом. Узкий — делает его
достоянием лишь государственной жизни
и государства, поскольку он конкретизирует
другие элементы формы государства:
форму правления и форму
Таким образом, для характеристики
формы государства имеет важное
значение политический режим как
в узком смысле слова (совокупность
приемов и способов государственного
руководства), так и в широком
своем понимании (уровень гарантированности
демократических прав и политических
свобод личности, степень соответствия
официальных конституционных и
правовых форм политическим реалиям, характер
отношения властных структур к правовым
основам государственной и
1.2. Виды государственно-
Какие виды политических режимов
существуют? Их очень много, поскольку
на ту или иную разновидность политического
режима оказывает влияние множество
факторов: сущность и форма государства,
характер законодательства, фактические
полномочия государственных органов
и юридические формы их деятельности,
соотношение общественно-
Так, периоду рабовладения
присущи деспотические, теократически-монархические,
аристократические, олигархические режимы,
режим рабовладельческой
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.
Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам[2.11].
Информация о работе Государственно-политический режим в России