Государственное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

Россия, согласно Конституции Российской Федерации, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Государственную власть в России осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды России.

Работа содержит 1 файл

кр 1.docx

— 38.51 Кб (Скачать)

 

Введение

Россия, согласно Конституции  Российской Федерации, является

демократическим федеративным правовым государством с республиканской

формой правления.

Государственную власть в  России осуществляют Президент России,

Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума),

Правительство и суды России.

Президент России является главой исполнительной власти и высшим

должностным лицом РФ, он определяет основные направления внутренней и

внешней политики государства. Президент избирается сроком на 4 года

гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании.

Российский президент  обладает значительным кругом полномочий:

вносит предложения в  Федеральное Собрание о необходимости  разработки и

принятия закона, назначает  с согласия Государственной Думы Председателя

Правительства, формирует  Администрацию Президента России, является

Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ, осуществляет

руководство внешней политикой  России.

Федеральное Собрание - парламент  РФ - является представительным и

законодательным органом  власти. Федеральное Собрание состоит  из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Выборы в

Государственную Думу, согласно федеральным законам, проводятся по

пропорциональной системе, когда распределение депутатских мандатов

между политическими партиями России производится в зависимости  от

количества отданных за них  голосов. Государственная Дума состоит  из 450

депутатов. Депутаты Государственной  Думы разрабатывают и принимают

федеральные законы, которые  Совет Федерации рассматривает  и имеет право

одобрить или отклонить. Принятый в Федеральном Собрании закон

направляется Президенту России для подписания и обнародования. Президент, согласно Конституции, имеет право отклонить тот или иной закон и отправить его на доработку в Федеральное Собрание.

Исполнительную власть России осуществляет Российское Правительство, которое состоит из Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства (премьер-министр) назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. В обязанности Председателя Правительства входит определение основных направлений деятельности Правительства и организации его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ

Законодательная власть - это  делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное  Собрание: 
- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы 
- является постоянно действующим органом 
- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно 
- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания) 
- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств 
- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации  относится: 
- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой 
- утверждение изменения границ 
- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения 
- назначение выборов Президента РФ 
- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ 
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ 
- отрешение Президента от должности

К ведению Государственной  Думы относится: 
- принятие федеральных законов 
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ 
- решение вопроса о доверии Правительству РФ 
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ 
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека 
- объявление амнистии 
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. 
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит  из: 
- Председателя Правительства РФ 
- заместителей Председателя Правительства РФ 
- федеральных министров

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных  органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства  РФ: 
- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет 
- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой 
- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики 
- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии 
- управляет федеральной собственностью 
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ 
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан 
- организует охрану собственности и общественного порядка 
- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами 
- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение 
- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ) 
- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система  РФ - система судов РФ, учрежденных  в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят: 
- Конституционный Суд РФ 
- Верховный Суд РФ 
- Высший Арбитражный Суд РФ 
- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские) 
- система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, которые назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента. Конституционный Суд  разрешает дела:

 
- о соответствии федеральных  законов, нормативных актов, и  т.п. Конституции РФ 
- не вступивших в силу международных договоров 
- споры между федеральными органами власти 
- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти 
- споры между высшими гос. органами власти субъектов 
- проверяет конституционность законов 
- дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.

Специальные суды разрешают  споры с участием специфических  участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом  по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают  имущественные и связанные с  ними неимущественные споры юридических  лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости  судебной власти устанавливается особый статус судьи: 
- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов 
- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты 
- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком 
- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны 
- судья не может быть привлечен к административной ответственности 
- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Проблемы российского федерализма

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается формы, так и содержания федеративных отношений в России, что это связано с сохранением ее территориальной целостности.

Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционно - правовой статус. И к ним относится суверенитет , территория , Конституция, федеративное законодательство, федеральное гражданство, система органов государственной власти, федеральная собственность, единые вооруженные силы, государственный язык и государственные символы. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Согласно Конституции  Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах  решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет. И я придерживаюсь  той точки зрения, что ошибочны нормы федеративного договора 1992 года и ряда Конституций республик  в составе Российской Федерации, которые провозглашают суверенитет  этих республик. Ведь субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своего предмета ведения. И термин суверенитет  означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это означало бы потерю суверенитета Российской Федерации и превращение ее в конфедеративный союз.

С вопросом о суверенитете связан вопрос о территории, то есть о пространнственном пределе распространения суверенитета. В соответствии с Конституцией Российской Федерации , ст.4: "Суверенитет России распространяется на всю ее территорию". Вообще, сам факт Конституционного закрепления территории государства - это уже существенная гарантия его территориальной целостности, так как для изменения территории понадобится и изменение самой Конституции.

В Конституции Российской Федерации отсутствует право  субъектов на выход. И если бы это  право признавалось, то это бы означало признание и поощрение нарушений  государственной целостности государством. Но, несмотря на это, две республики в составе Российской Федерации  прямо закрепляют право выхода из состава Российской Федерации. Это  Чечня и Тыва. Это противоречит Конституции Российской Федерации, ее федеративной природе, и в случае реализации приведет к разрушению территориальной  целостности России:

Следующий конституционно-правовой признак Российского государства  как суверенного государства - это  наличие Конституции, на основе которой  она осуществляет законодательную  деятельность. Поскольку Россия - федеративное государство, конституции республик  в ее составе, правовые акты ее субъектов, а также акты самой Федерации  ни в коем случае не должны противоречить  Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую силу и применяется  на всей ее территории. Цель такого регулирования заключается прежде всего в облегчении функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, которое осуществляет интересы интересы всех ее субектов. Но, кроме того Конституция Российской Федерации как федеральный закон имеет верховенство на всей территории России. Но некоторые конституции республик Российской Федерации и в этом вопросе противоречат Федеральной Конституции, признавая верховенство не федерального, а республиканского закона:если бы это действительно было бы реализовано, то это означало, что федерации нет, а есть несколько суверенных государств. Все-таки следует учитывать, что речь идет о государствах в составе Федерации и провозглашение верховенства конституций республик и законов республик не может быть совмещено с верховенством Конституции Российской Федерации и ее законов.

В России есть единые Вооруженные  силы, единая система безопасности и обороны. Военная доктрина и  структура Вооруженных сил определяются исключительно федерацией. Республики в составе Российской Федерации  не в праве создавать свои вооруженные силы, либо какие-либо вооруженные формирования. Но, несмотря на это в Конституции республики Чечни содержится следующая формула: "Граждане Чеченской республики обязаны защищать страну, нести военную службу в составе Вооруженных сил Чеченской республики". Указанное положение не имеет юридической силы, однако такие формирования были созданы. Мало того, как известно, с декабря 1994 года на территории Чечни происходили военные дествия в которых с одной стороны выступали Федеральные силы, а с другой - незаконные воинские формирования Чечни. Приведенный пример свидетельствует о том, что в отдельных случаях появление в основных законах республик норм, противоречащих Конституции при претворении их в жизнь не только способствует разрушению государственного единства России, но и влечет за собой трагические последствия. Наличие подобных норм неправомерно, естественно, с учетом опыта Чечни, непонятно, отсутствие серьезной реакции со стороны федеральных властей по устранению этих положений в Конституции республики Чечня. Мало того, не только Чечня нарушает Федеральную Конституцию в этом вопросе.

Информация о работе Государственное устройство РФ