Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении терроризма современности. В соответствии с этим определенны следующие задачи работы:
· Раскрыть проблемный характер понятия «терроризм», его виды.
· Рассмотреть основные разновидности терроризма.
· Рассмотреть особенности терроризма в современной России.
· Выявить разработку мер борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Понятие и виды терроризма…………………………………………………...4

2. Разновидности терроризма…………………………………………………….6

3. Особенности терроризма в современной России………………………….....9

4. Ответственность за терроризм……………………………………………….13

5. Разработка мер борьбы с терроризмом……………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………..……………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности терроризма в современной  России

 

 

   Для современной России  задача борьбы с терроризмом  является особенно актуальной. В  1994 году началась борьба с незаконными  вооруженными формированиями не  территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее  время. Рецидивы этой борьбы  проявляются в виде террористических  актов, как на территории Чечни,  так и в разных регионах  России.

В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач  перед органами и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев  фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков  самолетов), то к началу 1990-х годов  возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела - террористической, борьбы. В 1990 году был  издан указ М.С.Горбачева о "добровольном разоружении" незаконных военизированных  формирований.

   Если ранее террористы  имели "на вооружении" самодельное  или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое  современное вооружение отечественного  и иностранного производства. Только  в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно  ввезено около 1,5 млн. стволов  огнестрельного оружия. С 1992 года  впервые в нашей стране широкое  распространение получило такое  явление, как "киллерство" - заказные убийства неугодных лиц.

   После декабря 1994 года  Россия фактически впервые открыто  вошла в конфронтацию с исламским  миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

   Нельзя не отметить, что  не без помощи прессы, радио,  телевидения, кино и литературы  в сознание населения, по крайней  мере, его определенных слоев,  достаточно глубоко внедрилось  убеждение в том, что "винтовка  рождает власть". Закреплению  этого мнения способствовали  события в некоторых зарубежных  странах. В этой связи насильственные, по сути своей террористические, методы действий и достижения  поставленных целей находят терпимое  отношение и даже "понимание"  со стороны достаточно широких  слоев, как в России, так и  в других бывших союзных республиках. 

   Существует реальная угроза  того, что террористическая деятельность  может стать одним из методов  реализации стратегии "нагнетания  напряженности" (или "контролируемой  напряженности", известной по  истории Италии 70-х годов), достижения  своих целей теми или иными  политическими силами.

   Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в России получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 году 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.

   Для характеристики современного  терроризма в России важно  учитывать беспрецедентный размах  преступности в стране, особенно  так называемой "организованной", нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с  терроризмом - организация взрывов,  захват заложников, устрашение или  физическое устранение конкурентов. 

   Для  повышения эффективности и результативности  борьбы с террористическими посягательствами  крайне важным является вопрос  об их структуре, то есть  соотношении "удельного веса" различных деяний, образующих состав  терроризма. Например, в 1968-1970 гг. 47% совершенных в мире террористических акций было осуществлено путем взрывов (13,7% из них - с использованием зажигательных бомб), 7,4% - с использованием наемников (ныне в России этот показатель намного выше "среднемирового" уровня), 7,5% терактов - путем похищения жертв, 5,5% - путем вооруженного нападения (в России в настоящее время этот показатель также гораздо выше).

   Следует  также различать, на что редко  обращают внимание отечественные  исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный  объект, чаще всего - физическое  лицо, и терроризм рассеянный, жертвами  которого становятся случайные  люди. Буденовский рейд чеченских  "коммандос" в июне 1995 года  является ярким примером подобного  терроризма. К актам рассеянного  терроризма также относятся групповые  захваты заложников, организация  взрывов в общественных и многолюдных  местах, случайные жертвы при  нападениях на избранные объекты. 

   Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.

   Если физические лица, которые  могут стать объектом направленного  террора - госчиновники высокого  ранга, предприниматели, банкиры  и т.д., - имеют, как правило,  защиту со стороны Службы безопасности  президента, Главного управления  охраны, частных охранных структур  и служб безопасности, то население  в целом может рассчитывать  на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.

   Возможности расследования  и раскрытия и тех, и других  видов террористических действий  ограничены, особенно если учитывать,  что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.

   Как  обоснованно отмечал один из  исследователей этой проблемы  В.В.Витюк, для роста терроризма в странах экс-СССР "сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера". К их числу он относит распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда честным способом) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма и взрыв преступности.

   Все  перечисленные обстоятельства влияют  как на процесс формирования  экстремистской идеологии и формирование  субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер  деятельности правоохранительных  органов, на выработку общегосударственной  системы мер борьбы с терроризмом. 

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует  отнести: рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем  зарубежье; социально-политическую и  экономическую нестабильность в  сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии; наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу; стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций; отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ; наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.

   К числу внутренних факторов роста терроризма относятся: наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения; образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны); наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода; ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов; наличие ряда экстремистских группировок, полувоенных формирований; сплоченность и иерархичность преступной среды; утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров; обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан; настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений; слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан; широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

   Созданию условий и росту терроризма в России способствуют также следующие факторы: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект; негативное влияние средств массовой информации, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.

   Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность за терроризм

 

   В уголовно-правовом смысле терроризм включает в себя совокупность содержащихся в ряде статей УК РФ конкретных составов преступлений, объединённых общим понятием «преступления террористического характера». К этой категории Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» относит «преступления, предусмотренные статьями 205 – 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации». В эту группу, таким образом, включены:

Статья 205 УК РФ – терроризм;

Статья 205.1 УК РФ – вовлечение в  совершение преступлений террористического  характера или иное содействие их совершению;

Статья 206 УК РФ – захват заложника;

Статья 207 УК РФ – заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

Статья 277 УК РФ – покушение на жизнь  государственного или общественного  деятеля (террористический акт);

Статья 360 УК РФ – нападение на лиц  или учреждения, которые пользуются международной защитой.

   Объективная сторона терроризма выражена в двух видах действий:

1) совершение взрывов, поджога  или иных действий, создающих  опасность гибели людей, причинения  значительного материального ущерба  либо наступление иных общественно  опасных последствий;

2) угроза совершения указанных  действий.

Взрыв – это сопровождающееся сильным  звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.

Поджог – намеренное с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь.

   К иным действиям относятся действия, которые могут привести к аварии, катастрофе и крушениям на транспорте, разрушениям зданий, сооружений (в том числе культурных и религиозных); устройство обвалов, затоплений, блокирование транспортных коммуникаций; захват вокзалов, аэропортов, транспортных средств; заражение источников воды или запасов продовольствия; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; нападение на объекты, требующие особых мер безопасности (атомные электростанции, химические заводы и т.п.) и т.д.

   Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения учинить взрыв, поджог или иные подобные действия, совершаемые в определенных целях. Однако угроза, в соответствии с принятым в уголовном праве подходом включает в себя не просто одно только высказанное намерение причинить акт терроризма, но и совершение действий, свидетельствующих о серьезности и реальности такого намерения, например приобретение взрывчатых, биологически опасных, радиоактивных веществ или оружия, совершение “предупреждающих” взрывов или поджогов, выполнение подготовительных действий отключению жизнеобеспечивающих объектов либо нарушению технологических процессов, блокированию транспортных коммуникаций и т.п. Именно реальность намерения, объективировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.

   Как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного, который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы № 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты действительно обнаружили в указанном месте банку с 400 г тротила с вставленной в нее железной трубкой, на которой была накручена записка. В записке содержалось требование закрыть АЗС ТОО “Лилит” и предоставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд жестоких террористических актов на поездах типа ЭР – 200.

Информация о работе Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом