Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении терроризма современности. В соответствии с этим определенны следующие задачи работы:
· Раскрыть проблемный характер понятия «терроризм», его виды.
· Рассмотреть основные разновидности терроризма.
· Рассмотреть особенности терроризма в современной России.
· Выявить разработку мер борьбы с терроризмом.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и виды терроризма…………………………………………………...4
2. Разновидности терроризма…………………………………………………….6
3. Особенности терроризма в современной России………………………….....9
4. Ответственность за терроризм……………………………………………….13
5. Разработка мер борьбы с терроризмом……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………..……………………………………………………………27
Особенности терроризма в современной России
Для современной России
задача борьбы с терроризмом
является особенно актуальной. В
1994 году началась борьба с
В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие
изменения в личности, вооружении
и тактике действий террористов,
поставивших немало новых задач
перед органами и службами безопасности.
Если в 1970-1980-е годы террористами являлись
в подавляющем большинстве
Если ранее террористы
имели "на вооружении" самодельное
или заводское стрелковое
После декабря 1994 года
Россия фактически впервые
Нельзя не отметить, что
не без помощи прессы, радио,
телевидения, кино и
Существует реальная угроза
того, что террористическая
Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в России получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 году 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.
Для характеристики
Для
повышения эффективности и
Следует
также различать, на что редко
обращают внимание
Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.
Если физические лица, которые
могут стать объектом
Возможности расследования
и раскрытия и тех, и других
видов террористических
Как обоснованно отмечал один из исследователей этой проблемы В.В.Витюк, для роста терроризма в странах экс-СССР "сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера". К их числу он относит распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда честным способом) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма и взрыв преступности.
Все
перечисленные обстоятельства
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести: рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье; социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии; наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу; стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций; отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ; наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.
К числу внутренних факторов роста терроризма относятся: наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения; образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны); наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода; ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов; наличие ряда экстремистских группировок, полувоенных формирований; сплоченность и иерархичность преступной среды; утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров; обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан; настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений; слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан; широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Созданию условий и росту терроризма в России способствуют также следующие факторы: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект; негативное влияние средств массовой информации, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.
Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.
Ответственность за терроризм
В уголовно-правовом смысле терроризм включает в себя совокупность содержащихся в ряде статей УК РФ конкретных составов преступлений, объединённых общим понятием «преступления террористического характера». К этой категории Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» относит «преступления, предусмотренные статьями 205 – 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации». В эту группу, таким образом, включены:
Статья 205 УК РФ – терроризм;
Статья 205.1 УК РФ – вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению;
Статья 206 УК РФ – захват заложника;
Статья 207 УК РФ – заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
Статья 277 УК РФ – покушение на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт);
Статья 360 УК РФ – нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Объективная сторона терроризма выражена в двух видах действий:
1) совершение взрывов, поджога
или иных действий, создающих
опасность гибели людей,
2) угроза совершения указанных действий.
Взрыв – это сопровождающееся сильным
звуком воспламенение чего-нибудь вследствие
мгновенного химического
Поджог – намеренное с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь.
К иным действиям относятся действия, которые могут привести к аварии, катастрофе и крушениям на транспорте, разрушениям зданий, сооружений (в том числе культурных и религиозных); устройство обвалов, затоплений, блокирование транспортных коммуникаций; захват вокзалов, аэропортов, транспортных средств; заражение источников воды или запасов продовольствия; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; нападение на объекты, требующие особых мер безопасности (атомные электростанции, химические заводы и т.п.) и т.д.
Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения учинить взрыв, поджог или иные подобные действия, совершаемые в определенных целях. Однако угроза, в соответствии с принятым в уголовном праве подходом включает в себя не просто одно только высказанное намерение причинить акт терроризма, но и совершение действий, свидетельствующих о серьезности и реальности такого намерения, например приобретение взрывчатых, биологически опасных, радиоактивных веществ или оружия, совершение “предупреждающих” взрывов или поджогов, выполнение подготовительных действий отключению жизнеобеспечивающих объектов либо нарушению технологических процессов, блокированию транспортных коммуникаций и т.п. Именно реальность намерения, объективировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.
Как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного, который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы № 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты действительно обнаружили в указанном месте банку с 400 г тротила с вставленной в нее железной трубкой, на которой была накручена записка. В записке содержалось требование закрыть АЗС ТОО “Лилит” и предоставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд жестоких террористических актов на поездах типа ЭР – 200.
Информация о работе Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом