Министерство
сельского хозяйства РФ
Департамент
научно — технологической политики
и образования
ФГОУ
ВПО Волгоградская государственная
сельскохозяйственная академия
Реферат
«Государственное
регулирование коммерческой
деятельности»
Волгоград
2010 г.
Содержание
Введение.........................................................................................................
1. Цели, функции
и методы государственного регулирования
коммерческой деятельности.......................................................................................................
2. Органы государственного
регулирования, осуществляющие регулирование
коммерческой деятельности..................................................................................
Заключение.........................................................................................................
Литература.........................................................................................................
Введение
Коммерческая деятельность,
как и любая иная предпринимательская
деятельность, в значительной степени
регулируется государством. Прежде всего,
это относится к правовым основам, особенностям
создания и функционирования коммерческих
организаций. Как известно, эти вопросы
регулируются Конституцией РФ, Гражданским
кодексом РФ, соответствующими федеральными
законами.
Изначальный недостаток подходов
различных зарубежных школ и
наших соотечественников к вопросам
управления заключался в том, что они
сосредотачивали внимание на каком-либо
одном элементе, а не рассматривали эффективность
управления как результирующую и зависящую
от многих факторов деятельности. В этой
связи применение теории систем к управлению
позволяет представить организацию в
единстве составляющих ее частей, которые
неразрывно связаны с внешним миром. Системный
подход необходим и к пониманию государственного
регулирования.
Системность проявляется и в
том, что регулирование осуществляется
по трехуровневой системе управления:
на федеральном уровне, на уровне субъектов
РФ (областных), а также на уровне органов
местного самоуправления. В каждом из
них созданы соответствующие структуры
со всеми конкретными целями, задачами
и функциями.
На существовании правовых условий
государственного регулирования, в качестве
одного из главенствующих условий, настаивают
известные экономисты институционально-правового
направления, например, В. Ойкен, и юристы
В.Анохин, В. Андреев и др.
1.
Цели, функции и
методы государственного
регулирования коммерческой
деятельности
Субъектом государственного
регулирования коммерческой деятельности
выступает государство, общественные
организации, законодательные органы.
Объектом -- экономические, организационные
и управленческие отношения в сфере коммерческой
деятельности. Конкретными целями регулирования
являются: формирование целостной системы
для наиболее полного комплексного обслуживания
потребностей населения и запросов местного
рынка труда; Государственное регулирование
коммерческой деятельности преследует
цели:
-становление
рыночных отношений в сфере
коммерческой деятельности;
- осуществление
государственного контроля за
ведением хозяйственной деятельности,
в частности за выполнением
условий для занятия определенными
видами деятельности и для борьбы с незаконной
практикой тайного предпринимательства;
- проведение
налогообложения;
- получение государственных
сведений статистического учета
для осуществления мер регулирования
экономики;
- предоставление
всем участникам хозяйственного оборота,
государственным органам власти и органам
местного самоуправления информации о
субъектах предпринимательской деятельности;
-создание нормативно-правовой
базы, обеспечивающей эффективное
функционирование и развитие
коммерческой деятельности и, в конечном
итоге, обеспечение устойчивого экономического
роста.
В целом основная задача государственного
регулирования заключается в
поддержании стабильности рынка
и обеспечении его социальной
направленности, что может быть
реализовано с помощью определенных принципов.
Применение принципов механизма
государственного регулирования
коммерческой деятельности будет
зависеть от той модели рыночной
экономики, которую мы хотим
иметь. В условиях социально
ориентированной рыночной экономики
основными принципами являются динамичность,
системность, стабильность, адаптивность,
гибкость, рациональность (оптимальность),
оперативность, ответственность, достоверность,
эффективность и др.
Принципы механизма регулирования
необходимо соотносить с теми приоритетами,
на которые необходимо обратить внимание
в первую очередь.
Для развивающегося общества
со смешанной экономикой характерны:
социальная ориентированность экономики;
рост уровня жизни различных
социальных слоев и групп; выполнение
государством функций по поддержке и развитию
социальной сферы или обеспечению предпосылок
ее развития, созданию систем социальных
гарантий и защиты для различных слоев
населения. Важное значение в условиях
реализации социально ориентированной
модели рыночной экономики имеет социальная
функция государственного регулирования;
объем перераспределения совокупного
общественного продукта с учетом различных
социальных групп должен быть достаточен
для достижения цели государственного
регулирования. Государство должно выступать
гарантом социально незащищенных слоев
населения (участников войны, инвалидов,
многодетных семей и т.д.).
Немаловажной
общей функцией является функция
стратегического планирования. Иногда
экономисты называет ее планово-прогнозной.
Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал
значимость этой функции. Он часто использовал
сравнение экономики с кораблем: частная
инициатива, как ветер в парусах, сообщает
экономике свой импульс, планирование
же, как руль, направляет экономику в нужную
сторону. Стратегическое планирование,
отмечал В. Леонтьев, направлено на получение
внутренне согласованных описаний различных
состояний, в которых экономика может
оказаться после применения альтернативных
комбинаций различных мер экономической
политики. Обязательной функцией является
организационная, обеспечивающая системность
подходов в проведении реформ, целостность
государственной экономической политики.
Само понятие «механизм», происходящее
от греческого mechane -- машина, означает
система, устройство, определяющее порядок
какого-либо вида деятельности. Следовательно,
одной из составляющих этой функции в
условиях формирования рыночной экономики
является обеспечение порядка осуществления
деятельности в процессе производства,
распределения и перераспределения совокупного
общественного и национального дохода.
В рыночной экономике
роль государства заключается в
первую очередь в том, чтобы установить
«правила игры», определять стратегические
направления развития, поддерживать
нормальное функционирование регулирующих
механизмов, а не в четкой регламентации
деятельности предприятий. В государственном
регулировании рыночной экономики два
аспекта представляются наиболее важными.
Первым необходимым условием для упорядочивающего
воздействия является регламентация,
свод правил и ограничений рыночной деятельности.
Осуществляется посредством государственного
планирования, издания правительством
нормативно-правовых актов. Разработка
системы правил экономического поведения
для всех участников хозяйственного процесса
необходима для предоставления ее объектам
самостоятельности в предпринимательской
деятельности.
Второй аспект
-- это государственное воздействие
на рынок посредством изъятия
части прибыли, дохода через систему
налогообложения и других платежей
в бюджеты. Распределяя средства в интересах
общегосударственных нужд, государство
осуществляет свою финансовую политику
и оказывает влияние на рынок.
Системы методов регулирования
бывают прямого и косвенного
воздействия.
К прямым методам можно отнести
методы административно-правового воздействия
на субъекты: регулирование правил продажи
товаров и услуг, лицензирование, квотирование,
установление минимальных размеров уставного
фонда предприятий и организаций отдельных
организационно-правовых форм деятельности;
управление федеральной собственностью;
стратегическое планирование. Прямые
методы предполагают вмешательство государства
в функционирование рыночного механизма,
в частности, в процессы ценообразования,
политику доходов, а именно: замораживание
или допуск в определенных размерах роста
цен и заработной платы, ограничений изменений
показателей в кредитно-денежной системе,
использование квот и других.
Косвенные методы: кредитно-денежная
политика, таможенная политика, налоговая
политика. Одной из важных форм регулирования
является денежно-кредитная. Вопросы денежно-кредитной
политики и ее нацеленности на возобновление
экономического роста путем рассмотрения
факторов, влияющих на денежную массу
(деловой оборот, его структура, цены, скорость
обращения денег, резервные требования
Центрального банка РФ и т.д.), исследованы
рядом авторов: Роговой О.Л., Семенищевым
С.А., Сенчаговым В.К.10
Основные направления
единой государственной денежно-кредитной
политики разрабатываются Банком России
в соответствии с Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации»,
содержат анализ текущего состояния и
прогноз развития российской экономики
на предстоящий год, а также основные ориентиры,
параметры и инструменты денежно-кредитной
политики. Изучение причин кризиса 2008
года показало, что они свелись, с одной
стороны, к грубейшим ошибкам проводимого
экономического курса, а, с другой, -- к
полнейшей неурегулированности кредитно-финансовой
системы, грубейшему нарушению всей финансовой
дисциплины, погубившей и олигархов и
всю финансовую систему. Резко снизился
жизненный уровень населения. Резкое обострение
экономического кризиса показало неадекватность
либерально-монетаристской модели рыночного
реформирования реалиям российской экономики,
привело к разрушению многих институтов
инфраструктуры рынка.
Государственное регулирование
может осуществляться и с помощью
кредитов, посредством изменения
учетных ставок Центральным банком.
Для стимулирования наиболее важных
сфер деятельности (производства продовольственных
товаров, малого и среднего бизнеса) может
применяться льготное кредитование, льготное
налогообложение, инвестиционный налоговый
кредит (отсрочка налогового платежа).Главным
инструментом мобилизации финансовых
средств являются налоги. Они в государственном
регулировании торговой деятельности
играют двоякую роль: с одной стороны,
-- это главный источник финансирования
государственных расходов, материальная
основа бюджетной политики; с другой, --
это инструмент регулирования.
Налоговое регулирование
осуществляется с помощью налоговых
ставок и налоговых льгот. Размеры
налоговых ставок должны учитывать
потребности государства в бюджетных
поступлениях и должны определяться
на компромиссной основе государства
и заинтересованности предприятий в их
деятельности и инвестировании. Западными
экономистами разработаны различные методы
определения оптимальных размеров налоговых
ставок. «Кривая Лаффера» показывает,
что превышение размера налогов выше оптимального
на 30% ведет к снижению деятельности и
сокращению поступлений в бюджет.
В целях поддержания приоритетных,
социально значимых отраслей, программ
применяются налоговые льготы, имеющие
целевой характер: например, для
развития и поддержки малого предпринимательства.
В современной теории и практике управления
выделяют два уровня налогообложения:
уровень федерации и уровень субъектов.
В этой связи механизм налогообложения
предусматривает увязку координационных
и субординационных отношений субъектов
налогообложения этих уровней. Стратегия
налогового регулирования зависит от
политической ситуации в стране и регионе,
системы управления экономикой и системы
управления налогообложением, экономической
системы государства и региона, экономической
сущности налогового регулирования, закономерностей
его влияния на различные сферы социальных
факторов. Проведенный учеными анализ
использования в России налогового регулирования
в управлении экономикой показывает, что
к настоящему времени еще не сформирована
структура налогового механизма, в результате
на уровне субъекта этот инструмент из
регионального механизма управления практически
исключается11. Мероприятия финансовой
и кредитно-денежной политики, налоги,
субсидии, стимулирование экспорта, валютные
меры, индикативное планирование и другие
меры воздействия ориентированы на создание
условий для деятельности экономических
субъектов, стимулирование их деятельности
в желательном для общества и государства
направлении; обеспечение информационной
среды для деятельности предприятий различных
организационно-правовых форм хозяйствования;
применение налоговых льгот, простоту
налоговой системы, экономической мотивации;
контроль за ценообразованием и другими
финансовыми инструментами. Механизм
государственного регулирования коммерческой
деятельности может быть осуществлен
и с помощью организационно-административных
методов регулирования. Административное
регулирование реализуется посредством
прямого воздействия руководителей на
подчиненных, вышестоящих структур управления
на нижестоящие с целью достижения результатов
хозяйственной деятельности. Административный
механизм базируется на силе государственного
влияния и ограничивается выдачей лицензий
на тот или иной вид товаров (деятельности)
или его запрещение, а также охраной окружающей
среды и созданием минимальной защиты
слабо защищенных слоев населения.