Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:15, реферат
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Московские
Институт Государственного
и Корпоративного
Управления
Реферат
на тему: Государственное
Право РФ
Выполнил:
Белянин А.И
Студент
группы: МО-09-З
Проверила:
Ст. преп. Ермакова О.Д.
Введение
При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного
устройства наиболее полного
раскрывает и показывает
- унитарные государства ;
- федерации ;
- конфедерации .
Хотя конфедерацию
нельзя отнести однозначно к формам
государственного устройства, так как
конфедерация - есть союз нескольких государств,
суверенных, которые объединились на время
для решения какой- нибудь общей проблемы.
Я считаю, что вопрос с конфедерацией спорный,
поэтому перейдем к рассмотрению унитарного
государства, а конфедерацию опишем ниже.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО.
- это единое цельное
государственное образование, состоящее
административно- территориальных единиц,
которые подчиняются центральным органам
власти и признаками государственного
суверенитета не обладают.
У унитарного
государства существует ряд
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.
Кроме того, составные
части унитарного государства
не обладают государственным
суверенитетом. Они не имеют
своих самостоятельных
Ещё одним признаком
унитарного государства
Государство имеет
единые вооруженные силы и службу безопасности.
Необходимо заметить, что в унитарном
государстве зачастую едина и культура,
то есть культурные и общественные ценности.
На этом закончим рассмотрение унитарного
государства и перейдем к федерации.
ФЕДЕРАЦИЯ
Федерация- это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное
государственное устройство
1. Верховная законодательная,
исполнительная и судебная
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3.Территория федерации состоит их :
а) Субъектов, которые по-разному называются.
б) Соответственно субъекты
из административно-
4. Субъекты федерации
могут принимать свои
5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти ; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.
7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации.
Федерации строятся
по территориальному и национальному
признакам.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
Субъекты федерации
лишены права прямого
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
Вооруженные силы
в территориальной федерации
едины. Управление ими
НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Национальные федерации
наиболее сложные образования. Им присуще
все признаки федерации, но кроме
них имеется множество
1) Субъектами такой
федерации являются
2) Такого рода
федерация строится на
3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.
4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.
5) В национальной
федерации особенностью является правовое
положение ее субъектов. В такого рода
федерации есть понятие - " Право наций
на самоопределение". То есть право
национального субъекта по своему усмотрению
выйти из состава федерации, если он более
не желает находится в союзе с другими
субъектами федерации. Причем согласие
субъектов федерации на это как правило
не требуется.
ОТЛИЧИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
И НАЦИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эти федерации прежде всего отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.
КОНФЕДЕРАЦИЯ
-это временный
юридический союз суверенных
государств, созданный для обеспечения
их общих интересов.
ПРИЗНАКИ :
a) Конфедерация не
имеет своих общих законодательных , исполнительных
и судебных органов власти. Совместные
конфедеративные органы создаются для
решения экономических, социальных, оборонных
вопросов, но не для управления конфедерацией.
б) Конфедерация
не затрачивает гражданства тех
государств, которые находятся во временном
союзе.
в) Такого рода
объединение суверенных
г) Конфедерация
может договорится о единой денежной
системе, единых таможенных правилах,
а также единой межгосударственной кредитной
политике на период существования.
д) Обычно в конфедерациях
создается "прозрачные" границы,
для пересечения которой не требуется
специальных документов.
е) Но конфедерации
недолговечны. Они распадаются по
достижении общих целей либо
превращаются в федерации.
Заключение
КОНФЕДЕРАЦИЯ
-это временный
юридический союз суверенных
государств, созданный для обеспечения
их общих интересов.
ПРИЗНАКИ :
a) Конфедерация не
имеет своих общих законодательных , исполнительных
и судебных органов власти. Совместные
конфедеративные органы создаются для
решения экономических, социальных, оборонных
вопросов, но не для управления конфедерацией.
б) Конфедерация
не затрачивает гражданства тех
государств, которые находятся во временном
союзе.
в) Такого рода
объединение суверенных
г) Конфедерация
может договорится о единой денежной
системе, единых таможенных правилах,
а также единой межгосударственной кредитной
политике на период существования.
д) Обычно в конфедерациях
создается "прозрачные" границы,
для пересечения которой не требуется
специальных документов.