Государственная служба в Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:01, реферат

Описание работы

Если на систему территориальной организации Испании повлияла итальянская традиция , то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет.

Работа содержит 1 файл

Государственная служба в Испании.docx

— 21.61 Кб (Скачать)

Государственная служба в  Испании

  1. Организационно-правовые основы государственной службы.

Если  на систему территориальной организации  Испании повлияла итальянская традиция1, то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет. Регламентация основ правового положения государственных служб и их служащих относится к исключительному ведению государства. Эти вопросы регулируются Конституцией Испании 1978 года, законами и королевскими декретами. В конституции закрепляется возможность доступа граждан на условиях равенства к общественным и государственным должностям, устанавливаются пределы законодательного регулирования. На подобном уровне должны регламентироваться такие вопросы, как cтатус публичных служащих, условия доступа к публичной службе в соответствии с достоинствами и способностями, порядок пользования правом на профессиональные объединения, положение о несовместимости должностей и гарантии беспристрастности при осуществлении ими служебных функций. В Конституции также закрепляется принципы деятельности публичной администрации: беспристрастная служба общим интересам, эффективность, иерархия, децентрализация, деконцентрация, координация, подчинение закону и праву.

В настоящее время продолжают действовать  отдельные положения Закона о  гражданских служащих государства  1964 г., в соответствии с которыми к участию в конкурсе на замещение должностей государственных служащих допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:

- имеющие гражданство  Испании; 

- достигшие совершеннолетия  и возраста, установленного для  каждого из корпусов служащих;

- располагающие необходимыми  документами и не имеющие физических  противопоказаний для занятия  соответствующих должностей;

- лицо, подающее документы  на конкурс, не должно быть  уволено с государственной службе  на основании дисциплинарной  процедуры или лишено права  находиться на государственной  службе. Государственная канцелярия публичной администрации по инициативе департаментов министерств определяет исходные позиции для объявления конкурса. В объявлении даётся перечень рабочих мест, требования, необходимые для их замещения, указывается состав комиссии по оценке кандидатов. Каждое министерство принимает решение о замещении должностей в своих подразделениях или подчинённых органах.

В состав комиссии по оценке кандидатов входят не менее пяти членов, определяемых тем подразделением, которое объявляет  конкурс, однако как минимум один член комиссии определяется тем министерством, в подчинении которого находится  персонал. Также в состав комиссии могут входить представители  профсоюзных организаций и Государственной  канцелярии публичной администрации. Члены комиссии должны занимать должности  не ниже тех, которые подлежат замещению.

Участвовать в конкурсе могут государственные  служащие вне зависимости от местонахождения  их рабочего места и подчинённости  их службы. Однако необходимым условием является то, чтобы на занимаемой должности  это лицо отработало не менее двух лет с тем, чтобы претендовать на занятие новой должности.

Свободный отбор кандидатов - прерогатива  министров и государственных  секретарей, в чьём подчинении находится  тот или иной департамент. В данном порядке замещаются такие должности, как: заместитель генерального директора, территориальные или провинциальные представители или директора, уполномоченные департаментов министерств. При  этом также даётся открытое объявление о замещении должности, в котором  помимо обычных реквизитов указываются  ещё и дополнительные требования. Заявления кандидатов в течение 15 дней после публикации объявления направляются в тот орган, который  объявил конкурс. Чиновники, назначенные  в таком порядке могут быть уволены по усмотрению администрации.

 

 

 

  1. Понятие и правовой статус государственного служащего.

В Испании выделяют четыре уровня государственной службы:

- центральная администрация; 

- администрация региональных  автономных сообществ; 

- местная администрация; 

- и администрация полунезависимых  агентств и предприятий, находящихся  в государственной собственности. 

Статус центральной администрации  определяется в Законе об организации  центральной администрации 1983 г.

Статус администрации региональных автономных образований и местной  администрации будет рассмотрен ниже, однако остановимся на наиболее важных аспектах. Как нам известно, Правительство направляет в область  своего представителя, статус которого определяется Законом от 16 ноября 1983 года. Представитель назначается  на должность королевским декретом по предложению председателя Правительства. Он руководит деятельностью гражданских  губернаторов и всей администрации  государства, расположенной на территории автономии, а также координирует её деятельность с деятельностью  администрации области.

 

 

 

 

  1. Особенности квалификации государственных должностей

Лица, занятые на государственной  службе подразделяются на кадровых чиновников и обычных служащих. Государственные служащие подразделяются по корпусам. Корпус- это группа государственных служащих, которые отбираются в соответствии с единообразной процедурой, имеют одинаковую профессиональную подготовку и занимают должности с похожими полномочиями. Только в рамках центральной администрации существует около 200 корпусов.

Кадровые чиновники классифицируются по разрядам с учётом двух критериев - уровня образования и степени  сложности выполняемых задач, места  в иерархии должностей государственной  администрации. Всего существует 30 разрядов. Для получения 4 разряда  необходим аттестат средней школы, 8 - диплом технической школы, 10 - диплом университета. Разряд также зависит  от класса или группы, к которой  принадлежат служащие. Служащие, принадлежащие  к группе А, получают разряды с 20 по 30. На этих служащих возложена функция  выработки управленческих установок. Они обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой Правительства, готовить правительственные законопроекты  и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления. Служащие группы В получают разряды  с 16 по 26; на них возложена задача реализации управленческих установок. Они ведут текущую работу, а  также выполняют некоторые специальные  обязанности, требующие административных знаний и опыта. Группа С включает специалистов, которые получают с 11 по 22 разряды, а группы D и E - вспомогательный  персонал, который получает разряды  с 9 по 18 и с 7 по 14 соответственно.

  1. Прохождение государственной службы.

Также в 1984 году был принят ещё один важный акт - Закон о несовместимости  должностей, распространяющийся на персонал, находящийся на службе в публичной администрации. В нём был установлен принцип занимать только одну должность в государственном секторе. Вторая должность в государственном секторе допускается только в двух сферах - педагогической деятельности и здравоохранении. Помимо этого совмещение должностей может быть допущено на основании решения Совета министров, оформленного в виде королевского декрета, либо решения органа управления регионального автономного образования.

В частном секторе государственный  служащий не может заниматься бизнесом или работать в частных фирмах или у частных лиц, с которыми он имеет или имел контакты при  выполнении своих служебных обязанностей в течение последних двух лет.

В январе 1990 года королевским  декретом был утверждён Генеральный  регламент замещения должностей и продвижения по службе гражданских чиновников государственной администрации. Этот акт регламентирует общий порядок отбора государственных служащих, однако его действие не распространяется на преподавательский и научно-исследовательский состав, здравоохранение, замещение должностей в Министерстве Обороны и Министерстве Внутренних Дел и за рубежом. Для этих категорий служащих издаются специальные нормы.

  1. Реформа государственной службы.

В 1984 г. был принят Закон о мерах по реформе государственной службы. В соответствии с этим законом было уменьшено число служб и подразделений государственного аппарата; разрешён переход государственных служащих в рамках аппарата в другие департаменты; установлен возрастной ценз для выхода в отставку - 65 лет; унифицирована процедура подбора кадров; запрещены контакты административного характера на выполнение дополнительных или специальных работ государственными служащими, не являющимися кадровыми чиновниками. К ведению Правительства была отнесена регламентация деятельности органов, осуществляющих отбор служащих. В обязанности Национального института публичной администрации входит координация и контроль в отношении практики подбора кадров, а также сотрудничество с другими центрами, осуществляющими аналогичные полномочия. В качестве первейшей обязанности государственного служащего указывается верность Конституции при осуществлении своих полномочий.

Административная реформа  осуществлялась на основании следующих  критериев:

- реорганизация служб  департаментов министерств с  учётом процесса автономизации; 

- упразднение лишних структур  или преобразование их в органы  координации, планирования, инспектирования  и документации;

- изменение структуры  периферийной администрации государства.

Была осуществлена передача областям периферийных служб государства  по вопросам, переданным в компетенцию  региональных сообществ, а также  перевод в их подчинение чиновников, стоящих на службе в данных органах. Передаваемые государственные служащие сохраняли своё экономическое положение, а также возможности продвижения  по службе и осуществления профессиональной деятельности.

Для Испании характерен самый низкий в Европе удельный вес государственных  служащих местного уровня, что объясняется  высокой степенью административной централизации.

Институционная администрация  представлена полунезависимыми агентствами  и государственными предприятиями. Они обладают определённой самостоятельностью, хотя зависят прямо или косвенно от департаментов Правительства  и создаются полностью или  частично на средства государственного бюджета. Деятельность таких агентств регулируется публичным правом, они  являются частью государственной администрации, хотя и не относятся к центральному аппарату. Предприятия, находящиеся  в государственной собственности, - субъекты частного права, являются одной  из разновидностей частных кампаний, однако их капитал, полностью или  частично является государственной  собственностью.

 

  1. Особенности адаптации зарубежного опыта государственной службы к условиям РК.

1 Испания является регионалистским государством, объединяющим административно-автономные области, местные власти которых наделены определенной самостоятельностью в решении местных вопросов. Также отличием испанского государства от прочих европейских держав является сочетание монархического (король) и республиканского (кортесы и правительство, формируемое большинством депутатов).


Информация о работе Государственная служба в Испании