Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 08:47, контрольная работа
Целью данной работы является отображение новгородских внешних и внутренних политических и государственных реалий того времени.
Задачи работы:
1.проанализировать различные источники литературы по данной тематике;
2.раскрыть сущность новгородского государственного и политического устройства;
3.понять причину падения новгородского вечевого строя.
Введение 3
1. Причины возникновения Новгородской феодальной республики и ее административное устройство 5
2. Система вечевых органов Новгородской феодальной республики 9
3. Исполнительная власть и высшие должностные лица 12
4. Воинская слава Новгородской земли 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Изучение политической истории Отечества необходимо в современных условиях противоречивого процесса государственного строительства. Актуальность данной темы определяется необходимостью изучения новгородской земли, где сформировалась сильная вечевая власть, в период политической раздробленности Руси в ХII – ХII вв. Изучение данных отношений позволит уяснить роль, значение демократического начал в истории России. Исследование данной проблемы может углубить, расширить современное видение процесса развития отечественной государственности.
По мнению ряда историков, широкого круга публицистов, наследие Древней Руси потерялось в круговерти политической раздробленности ХII – ХIII вв. и оказалось невостребованным после установления ордынского ига. Сама же государственность в таких схемах ведет свое начало с XIV в. из Московской Руси. Тем самым, данная политическая традиция оказывается отягощенной бременем ордынских деспотических порядков. На наш взгляд, эпоха политической раздробленности явилась временем развития, усложнения и воплощения традиций государственности Киевской Руси в различных вариантах. Носителями их стали крупные княжества.
Период феодальной раздробленности на большинстве территории Руси совпал с монголо-татарским нашествием. Поэтому этот период характеризуется отсутствием самостоятельной государственной власти как таковой, не говоря уже об исполнении ею законодательных функций. Исключение составляет Новгородская ремесленно-торговая республика. По причине отсутствия княжеской власти и в силу ряда объективных причин социально-экономического развития именно в Новгороде, как нигде на Руси, проявилась роль вече как законодательного органа власти. В XI-XIII вв. вече имело наибольший набор признаков законодательного органа, отдаленно напоминавшего законодательный орган парламентской республики.
Новгород прошел длительный период политической эволюции, прежде чем установился республиканский развитый строй. На отдельных этапах реальная власть князя, посадника, вечевых органов была различной. Лишь в XV в. государственность приобрела окончательную форму, при этом уже переживая кризис демократических институтов.
Целью данной работы является отображение новгородских внешних и внутренних политических и государственных реалий того времени.
Задачи работы:
В вопросе о становлении республиканской государственности следует выделить две причины, связанные со специфической расстановкой социальных и политических сил, ослаблявших друг друга в политической борьбе.
Первая причина обусловлена тем, что в древности Новгород не стал наследственным владением ветвей Рюриковичей. Занятые борьбой с кочевниками князья были заинтересованы в новгородской дани и там властвовали либо князь, либо посадник (при отсутствии суверенитета Киева). Возможность частой смены князя ослабляла положение Новгорода. С конца XI в., когда начинается борьба за городские вольности, политические верхи Новгорода стали активно бороться за «угодных князей». Иногда даже устанавливали своеобразное «двоевластие»: «князь — посадник». Частая смена князей препятствовала развитию княжеского землевладения, системы вассалитета. В 1126 г. новгородцы получили право выбирать независимых посадников из граждан города, а после волнений 1136 г. стали выбирать князей. Ранее подчиненная князьям администрация становилась выборной.
Вторая
причина связана с мощью
Обычное русское княжество, каким был, по мнению Б. Д. Грекова, Новгород до XII в., со второй половины XII в. вдруг предстает уже республикой. Перемены произошли, прежде всего, в положении князя: он все также мыслится авторитетным представителем русского княжеского рода, военачальником, но в отношении к вечу и городу руководствуется теперь не своей волей, а договорными грамотами. Это особые докончания веча с князем, которые выработались в 30-е гг. XII в. Князь лишился права распоряжения землей, потерял свой патрональный храм – святую Софию, которая стала средоточием государственной жизни Новгорода, причем предстоятель храма – новгородский епископ, став выборным лицом, занял высокое положение в новгородской администрации.
Произошедшие в Новгороде перемены Б. Д. Греков предлагал называть революцией, а за точку отсчета принять 1136 г., когда князь Всеволод Мстиславич был изгнан новгородцами из города. Новгород превратился в республику, которая управляется администрацией, присланной не из внешнего центра (Киев), а выбранной на вече. Впрочем, сам Б.Д. Греков в своей статье сколь либо развернутых научных объяснений произошедшей революции не давал, ограничившись замечанием, что в это время шел распад древнерусского Киевского государства. [5, С. 3–25.]
В ремесло и торговлю втягивалось огромное число свободных горожан, независимых собственников, которые на вечевых собраниях представляли значительную силу. И их собственные позиции, и агитация администрации города, и имевший место «подкуп» со стороны боярства порой направляли эту активную массу против политики князей и ослабляли власть. Отношения с князьями получили договорно-правовую основу.
Большую роль в общественно-политическом развитии Новгорода сыграло его географическое положение. Новгород располагался в сравнительно суровой природно-климатической зоне, что существенно затрудняло развитие традиционного на Руси пашенного земледелия и производство хлеба. Хлеб и другие продукты сельского хозяйства Новгород вынужден был закупать в соседних российских землях, обменивая их на продукты ремесел и товары, ввозимые с Запада. С одной стороны, особенности географического положения и экономического развития привели к сдерживанию процессов развития сельского хозяйства феодально-крепостнического типа из-за относительной малочисленности крестьян и бесперспективности их закрепощения. С другой стороны, развитие ремесла и торговли способствовали экономической независимости и большей, по сравнению с Киевским государством, социальной значимости ремесленников и купцов, а также развитию инфраструктуры городов и городского самоуправления. Таким образом, к IX-XI вв. сформировалась ремесленно-торговая республика. [1]
Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычайную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.
Многие историки утверждают, что именно по аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй, хотя это очень спорный факт. Развитие ремесел и торговли, более интенсивнее, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»). [2]
Республика
представляла собой государственное
образование с центром в
Основная
масса торгового населения
Территория
Новгорода делилась на пять концов, два
— на Торговой части, три на Софийской.
Новгородские концы делились на сотни,
по две в каждом. Сотни делились на улицы
— самые мелкие территории. К пяти новгородским
концам принадлежали пять пятин по всей
территории государства. [3]
Формально - юридически городское вече было высшим органом власти. Ему принадлежали высшие права в издании законов, заключений международных договоров, вопросах войны и мира, оно утверждало князей и выбирало высших должностных лиц, утверждало налоги и т.д. В вечевых собраниях участвовали взрослые свободные мужчины.
В деятельности этого органа много неясного. Считалось, что вече собиралось по звону колокола на Ярославском дворище. Однако раскопки показали, что на дворище могло поместиться несколько сот человек, но никак не все жители. Вероятно, там собиралась какая-то элитарная часть жителей, и трудно разделить отношения ее с остальной массой свободных участников вече. В.О. Ключевский считал, что в работе вечевого собрания было много анархии, усобиц, шума и крика. Четких способов голосования не существовало. Тем не менее, выступления проходили со специального места — степени (трибуна), руководил вече степенный посадник, велось делопроизводство и имелся архив документов. Но решения вечевых собраний зачастую «подготавливались» городской администрацией и интересов граждан не выражали. [3]
У историков нет единства в оценке полномочий веча. Причиной тому — нестабильность этого правового института. Зачастую вече само определяло свою компетенцию, поэтому в разные исторические периоды, сравнительно мало удаленные друг от друга, она была различной. По мнению историка В. И. Сергеевича, деятельность веча в древнерусских городах обычно ограничивалась призванием князя, законодательной функцией, объявлением войны и заключением мира. Эту позицию в основном разделяет И. Я. Фроянов, который утверждает, что в XI в. вече на Руси ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Однако И. Я. Фроянов не включает в компетенцию веча такую важную функцию, как законодательная, поскольку, по его мнению, летописные данные, относящиеся к XI в., рисуют вече как верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью. Очевидно, именно последней автор и приписывает выполнение законодательной функции.
В. Мартышину на основе анализа большого исторического материала все же удалось выделить основные наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча:
Информация о работе Государственная и политическая история Новгородской земли в годы раздробленности