Государственная дума России: исторический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть процесс формирования Государственной Думы в историческом аспекте. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать предпосылки создания Государственной Думы в России;

- рассмотреть порядок формирования Государственной Думы;

-охарактеризовать организацию деятельности Государственной Думы;

Содержание

Введение 5
Глава 1. Предпосылки и порядок формирования Государственной думы в России 7
1.1 Предпосылки формирования Государственной Думы 8
1.2 Формирование I и II Государственной Думы 11
1.3 Формирование III и IV Государственной Думы 20
Глава 2. Организация деятельности Государственной Думы 24
2.1 Полномочия и порядок работы Государственной Думы 24
2.2 Состав и деятельность Государственных Дум I-IV созыва 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Гос. дума России истор. аспект.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      В выборах не участвовали (ст. 6 Положения  о выборах в Государственную думу):

  • лица женского пола;
  • лица моложе двадцати пяти лет;
  • обучающиеся в учебных заведениях;
  • воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе;
  • бродячие инородцы, и
  • иностранные подданные.8

      Кроме указанных в статье лиц, в выборах  не участвовали также:

  • подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою всемилостивейшего манифеста или особого высочайшего повеления;
  • отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они были освобождены от наказания за давностью, силою всемилостивейшего манифеста или особого высочайшего повеления;
  • состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях;
  • подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее;
  • несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастной;
  • лишенные духовного сана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат, и
  • осужденные за уклонение от воинской повинности.9

      Не  принимали участия в выборах:

      1) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники — в пределах подведомственных им местностей, и,

      2) лица, занимающие полицейские должности — в губернии или городе, по которым производятся выборы.10

      Сыновья могли участвовать в выборах, вместо своих отцов, по недвижимому их имуществу и по их уполномочию.

      Лица  женского пола могли предоставлять  свои цензы по недвижимому имуществу  для участия в выборах своим  мужьям и сыновьям. Воинские чины армии  и флота, состоящие на действительной военной службе, если владеют недвижимым имуществом, дающим по своим размерам право на участие в выборах, могли по такому недвижимому имуществу уполномочивать на участие в выборах своих сыновей.

      Списки  выборщиков в губернские избирательные  собрания составлялись уездной комиссией по делам о выборах, а списки выборщиков в городские избирательные собрания — губернской комиссией по делам о выборах. Те и другие списки безотлагательно публиковались, по распоряжению губернатора или градоначальника, по принадлежности, в местных ведомостях и, сверх того, объявляются во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этих списков.

      В списках выборщиков, при опубликовании  их в ведомостях отмечались:

  • имя, отчество и фамилия каждого выборщика;
  • город, уезд и волость либо станица или же община в Измаильском уезде Бессарабской губернии, по которым лицо это избрано;
  • постоянное место жительства выборщика и
  • сведения о служебном положении или роде его занятий, а также, по возможности, и о полученном им образовании. Одновременно с опубликованием списки рассылаются выборщикам.

      Избирательные собрания открываются в двенадцать часов дня. Лица, прибывшие после  приступа к выборам, к участию  в них не допускались.

      Избирательное собрание, губернское или городское, считается состоявшимся, если прибудет в него не менее половины избранных от губернии или города выборщиков, в противном же случае собрание вновь созывается через семь дней и считается состоявшимся при всяком числе прибывших выборщиков.

      Открывая  избирательное собрание, председатель прочитывает статьи закона, относящиеся до порядка выборов и условий участия в оных, и список выборщиков. Затем составлялся акт о числе прибывших в собрание.

      Избрание  производилось закрытой подачей  голосов, посредством баллотировки шарами.

      В члены Государственной думы могли быть избираемы только лица, изъявившие на то свое согласие. Лица, занимающие на гражданской Государственной службе должность с определенным окладом содержания, в случае избрания их в члены Думы обязаны были оставить занимаемую ими должность.

      Никто не мог баллотироваться в члены  Государственной думы более чем  в одном избирательном собрании — губернском или городском.

      В члены Государственной думы не могли  быть избираемы лица, не знающие  русского языка.

      В начале 1906 г. была подготовлена новая редакция «Основных законов Российской империи», утвержденная монархом 23 апреля. Они подтверждали незыблемость самодержавия. «Императору всероссийскому, гласила статья 4, — принадлежит верховная самодержавная власть». В «Основных законах» появилось и новое положение, которого не было раньше. В статье 86 говорилось: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу закона без утверждения Государя Императора». Следующая, 87, статья позволяла монарху между сессиями законодательных палат издавать законы в форме «чрезвычайных указов». 11

      Государственный совет реорганизовался и принял форму высшей законодательной палаты, половина членов которой избиралась от различных групп населения, а половина назначалась царем. Государственный совет и Государственная дума были наделены правом законодательной инициативы. Законопроекты, не принятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли снова выноситься на рассмотрение только с разрешения императора.

      9 июля 1906 г. Первая Государственная  дума была распущена и объявлены новые выборы. Выборы во Вторую Государственную думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. Состав Второй думы отразил поляризацию сил в обществе, и хотя среди депутатов значительную группу составляли правые, перевес был на стороне левых, так как кадеты часто солидаризировались с ними. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала, а затем предала суду группу думских социалистов. Через несколько часов последовало сообщение, о роспуске представительства, и был опубликован новый избирательный закон.

 

1.3 Формирование III и IV Государственной Думы

 

      Выборы  в III Государственную думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, Приморской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы теперь производились на основании особых приложений.

      Избрание  членов Государственной думы по губерниям  и областям производилось губернским избирательным собранием. Собрание это образовывалось под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде:

  • съездом землевладельцев;
  • первым съездом городских избирателей;
  • вторым съездом городских избирателей;
  • съездом уполномоченных от волостей;
  • съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях, где таковые имелись;
  • в составе губернского избирательного собрания участвовали выборщики, избираемые губернскими съездами уполномоченных от рабочих в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности.12
  • В выборах не участвовали:
  • лица женского пола
  • лица моложе двадцати пяти лет;
  • обучающиеся в учебных заведениях;
  • воинские чины армии и флота, состоящие на действительно военной службе;
  • бродячие инородцы и
  • иностранные подданные.13
  • Кроме того, в выборах также не участвовали:
  • подвергавшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния или исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоения вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или взятие в заклад заведомо краденого или полученного через обмен имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой манифеста или особого повеления;
  • отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силой всемилостивейшего манифеста или особого высочайшего поведения;
  • состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, или влекущих за собою отрешение от должности;
  • подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее;
  • состоящие под опекой;
  • несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастной;
  • лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  • осужденные за уклонение от воинской повинности.14
  • Избирателям и выборщикам предоставлялось образовывать особые подготовительные собрания для совещания о лицах, достойных быть избранными. В их работе принимали участие только лица, внесенные в список избирателей данного избирательного съезда или данного избирательного разряда, а также председатель этого съезда. В подготовительных собраниях выборщиков могли присутствовать только выборщики одного и того же избирательного собрания, а также его председатель.
  • Подготовительные собрания избирателей и выборщиков могли происходить лишь в закрытых помещениях.
  • Начальнику местной полиции предоставлялось право назначать для присутствия в подготовительном собрании избирателей одного из подведомственных ему чинов, по требованию, которого собрание должно быть немедленно закрыто.
  • Подготовительные собрания избирателей могли быть закрываемы полицией только в следующих случаях:
  • когда собрание явно отклонится от предмета его занятия;
  • когда в собрании высказываются суждения, возбуждающие вражду одной части населения против другой;
  • когда в собрании производятся неразрешенные денежные сборы;
  • когда в нем оказываются лица, в собрание не допускаемые, и лица эти не покинут собрания или не будут из него удалены и
  • когда нарушен порядок собрания мятежными возгласами либо заявлениями, восхвалением либо оправданием преступлений, возбуждением к насилию либо неповиновению властям, или же распространением преступных воззваний либо изданий, и вследствие того собрание приняло характер, угрожающий общественным спокойствию и безопасности.

      В списках выборщиков, при опубликовании  их в местных ведомостях, отмечались:

      1) имя, отчество и фамилия выборщика;

      2) город, уезд и волость либо станица или же община в Измаильском уезде Бессарабской губернии по которым лицо это избрано;

      3) постоянное местожительство выборщика  и, 

      4) сведения о служебном положении  или роде занятий, а также,  по возможности, и о полученном образовании. Одновременно с распубликованием списки рассылаются выборщикам.

      Выборы  членов Государственной думы в губернских избирательных собраниях производились  в дни, назначаемые указами императора, которые министр внутренних дел испрашивает через Совет министров и представляет Правительствующему сенату для распубликования.

      Избирательные собрания открывались в двенадцать часов дня и продолжали свои действия, с необходимыми перерывами, до тех  пор, пока не будет избрано все положенное от губернии число членов Государственной думы. Продолжительность перерывов определялась самим собранием, но каждый отдельный перерыв не мог превышать двенадцати часов. Выборщики, прибывшие после приступа к выборам, к участию в них не допускаются.

      Избирательное собрание считалось состоявшимся, если прибывало в него не менее половины выборщиков. В противном же случае собрание вновь созывается через семь дней и считается состоявшимся при всяком числе прибывших выборщиков15.

 

Глава 2. Организация деятельности Государственной Думы

2.1 Полномочия и порядок работы Государственной Думы

 

      Вначале Государственная Дума имела лишь законосовещательный характер; однако она должна была рассматривать не только предлагаемые правительством законопроекты, но и государственный бюджет. В целях контроля над закономерностью управления Государственная Дума может предъявлять запросы министрам. Вообще за 72 дня существования I Дума приняла 391 запрос о незакономерных действиях правительства, в которых депутаты высказывали свое мнение и критиковали нелепости самодержавного строя.

      20 февраля 1906 г. было издано новое  «Учреждение» Государственной Думы  для приведения его в соответствие  с принципами, установленными Манифестом 17 октября. В тот же день  было издано новое положение  о Государственном Совете, который был реформирован и был поставлен рядом с Государственной Думой в качестве верхней палаты, обладающей теми же правами, что и Дума; все законопроекты, принятые Думой должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представлялись на утверждение императора16.

Информация о работе Государственная дума России: исторический аспект