Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:41, реферат
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Под принятым федеральным законом понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.
1. Полномочия Государственной Думы 3
2. Порядок избрания Государственной Думы 4
3. Структура Государственной думы 9
4. Функции Государственной Думы 14
Список использованной литературы 17
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Под принятым федеральным законом понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.
В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания – законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.
Конституция РФ подробно
не прописывает порядка избрания
депутатов Государственной
С момента своего учреждения
в 1993 Государственная Дума Федерального
Собрания РФ избирается по несвязанной
смешанной мажоритарно-
Выборы по федеральному избирательному округу признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% включенных в списки избирателей. К распределению депутатских мандатов допускаются избирательные объединения и избирательные блоки, получившие не менее 5% голосов от числа действительных избирательных бюллетеней. В выборах могут принять участие списки, представившие для регистрации 200 тысяч действительных подписей граждан РФ, либо внесшие по установленной законом процедуре избирательный залог (внесение избирательного залога впервые стало применяться на выборах 1999). С 1999 каждый кандидат, баллотирующийся как по партийному списку, так и по избирательному округу, должен представить данные о своем имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. В случае предоставления неверных данных кандидату может быть отказано в регистрации. Выдвигать свои списки могут избирательные объединения или избирательные блоки (блок образует не менее двух избирательных объединений).
Согласно новому законодательству
РФ о политических партиях избирательными
объединениями будут
Выборы в одномандатных
избирательных округах
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного от одномандатного избирательного округа, Центральная избирательная комиссия РФ назначает в этом округе дополнительные выборы, если до окончания срока полномочий Государственной Думы остается менее года, дополнительные выборы в округе не проводятся.
На общих выборах
Российское законодательство жестко регламентирует порядок ведения предвыборной агитации, каждый кандидат (избирательное объединение) получают долю бесплатного эфирного времени и бесплатных площадей в печатных СМИ, учредителями которых являются государственные структуры. Дополнительное эфирное время и газетные площади предоставляются на платной основе. При этом избирательные фонды кандидатов согласно закону ограничены что часто вынуждает кандидатов использовать т.н. «черный нал». Закон не разрешает использование для ведения избирательной компании кандидатов преимуществ его должностного положения (т.н. административный ресурс), однако как правило подобные нарушения являются труднодоказуемыми. При этом Центризбирком РФ постоянно выступает с предложениями все более жесткого регламентирования различных вопросов проведения избирательных компаний, что означает дальнейшее фактическое усиление регламентирующей роли в процессе выборов органов власти (избирательные комиссии формируются при прямом участии органов исполнительной власти и большинство членов избирательных комиссий находится в различной степени зависимости от местных властей).
Голосование на выборах депутатов Государственной думы с 1999 проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов по местному времени. Избиратель, который не имеет возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, в день голосования, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45–25 дней до дня голосования) либо участковой (за 24–1 день до дня голосования) избирательной комиссии данного участка открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Согласно закону о выборах 1999 значительно сокращены возможности досрочного голосования. Теперь оно разрешено не ранее чем за 15 дней до дня голосования только на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях. Несмотря на споры в законе сохранены положения, согласно которым избиратель, который не может лично прибыть на избирательный участок, может проголосовать на дому, подав соответствующее заявление. По мнению экспертов, именно результаты досрочного голосования и голосования на дому в наибольшей степени подвержены манипулированию и фальсификации.
Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Аппарат Государственной думы – постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
Руководители Аппарата Государственной думы
Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти – исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. – 17 января 1996 г.)
Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. – постановление Государственной думы №8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)
Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. – 18 января 2000 г.)
Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. – постановление Государственной думы №7-II ГД), фракция КПРФ
Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. – 29 декабря 2003 г.)
Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. – постановление Государственной думы №6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. – независимый депутат
Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. – 24 декабря 2007 г.)