Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:06, реферат
Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.
1. Определение и сущность федеративного устройства
2. Федеративное устройство России
3. Проблемы федеративного устройства России
Главные
проблемы строительства
федеративной государственной
России
План
1. Определение и сущность федеративного устройства
2. Федеративное устройство России
3. Проблемы федеративного
устройства России
1.
Определение и
сущность федеративного
устройства
Федерация
- форма государственного устройства,
в соответствии с которой государство
состоит из государственных образований
- субъектов федерации, наделенных значительной
автономией, не нарушающей, однако, целостности
государства. Федеративное государство
является “компромиссным” вариантом
государственно-
Федеративные
государства формировались
1)
создавались “сверху”, путем децентрализации,
“разукрупнения” унитарных
2)
переход “снизу” от
Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:
- единая территория, население, живущее на данной территории;
-
наличие обще федеральных
-
наличие конституционных
-
невозможность для субъектов
федерации вступать в какие-
Федерацию от унитарного государства отличают следующие черты:
-
конституционное, договорное
-
конституционные гарантии
-
самостоятельность субъектов
-
право выбора субъектом
- право участников федеративных отношений на двустороннее (горизонтальное и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.
Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).
Федеративное государство – сложное (союзное) государство, в котором входящие в его состав единицы (субъекты федерации: земли, штаты, республики) участвуют в формировании, осуществлении федеральной власти и имеют значительную государственную самостоятельность (собственные конституции, уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы).
При этом союзная (федеральная) власть распространяется на всю территорию данного государства: образуются единые для всех единиц ОГВ (федеральные), единое гражданство, денежная система.
Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным. Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.
2.
Федеративное устройство
России
Федеративное устройство России служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой - такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.
Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:
1.
Добровольность объединения
2.
Суверенность и равноправие
3.
Федерализм в сочетании с
4.Национально-
5.
Государственная целостность
6.
Разграничение предметов
7. Равноправие субъектов Федерации.
Одной
из особенностей российского федерализма
является то, что он базируется на двух
началах: национально-территориальном
и административно-
Характер
современного российского федерализма
таков, что статусом государственных
образований обладают не только республики,
но и края, области и т. д. Россия обладает
всеми признаками Федерации: наличием
федеративной территории и территории
субъектов; федеративного гражданства
и гражданства республик, входящих в Федерацию;
общефедеративной конституции и конституций
республик и т.д. Вместе с тем Российская
Федерация имеет своими субъектами не
только государства, но и автономные образования,
а также административно-
3.
Проблемы федеративного
устройства России
В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеральное устройство России нуждается в радикальной реформе, ведь для того, чтобы прекратить конфликты и коллизии, а также отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить, три ключевые проблемы:
- Проблема суверенитета и проблема выхода субъектов из Федерации. Эта проблема приобрела особую остроту в последние годы. Игнорировать такую проблему весьма опасно. В целях предотвращения распада Российской Федерации Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекомендациями исключить из их конституции положения о суверенитете и положение о выходе из состава Российской Федерации; либо Президент Российской Федерации должен внести в Конституционный Суд вопрос о соответствии положений конституции республик Конституции Российской Федерации. Предложенные меры, в случае их реализации, снимут опасность выхода из состава Федерации. Ведь ни одна федерация в мире не предоставляет своим субъектам право выхода из страны.
- Как известно, в Российской Федерации существует самое большое число субъектов в мире: Их сокращение, наличие 12 или 15 субъектов на территории России, решило бы часть проблем. И предлагаемая реформа целесообразна не только с политической, но и с экономической точки зрения. Таким образом, Федерация приобрела бы форму более цивилизованную форму, что послужило бы консолидации, и повышению ее международного престижа.
- Проблема, связанная с Федеративным договором 1992 года. Очевидно, что раздел Конституции, посвященный федеративному устройству государства (статьи 65-79), должен был поглотить Федеративный договор 1992 года, который, как известно, подписывался в период пика политических страстей, и указанный договор не безупречен как с политической, так и с теоретической точки зрения.
Его несовершенство частично компенсируется Конституцией Российской Федерации, которая совсем по другому разграничивает предметы ведения субъектов и Российской Федерации. Договор должен соответствовать Конституции, а не быть чужеродным к ней приложением. Также возникают вопросы по поводу того, что опубликованный в 1993 году текст Конституции никак не соотносился с приложениями к договору, который не выносился на референдум и не может являться частью Конституции Российской Федерации.
Информация о работе Главные проблемы строительства федеративной государственной России