Функции современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад затронули, все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией.
Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………..стр.2
Понятие и классификация функций государства……………стр.4
Основные внутренние функции………………………………стр.10
Основные внешние функции………………………………….стр.15
Формы осуществления функций государства……………….стр.18
Заключение…………………………………………………….стр.22
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Функции современного государства.docx

— 50.47 Кб (Скачать)

Согласно первому критерию основными  формами осуществления функций  государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно - надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории государства законов, осуществляемый Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств  служит целям реализации функций  государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и  совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке  получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — организационная.

Деление форм осуществления функций  государства на правовые и организационные  не означает умаления или тем более  отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные  формы — правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, —охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные  формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно -регламентирующая, б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.)..

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают другие. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства также изменяется.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об аспектах связанных с реализацией роли государства. Роль государства в

современной общественной жизни постепенно увеличивается, не смотря на кризис 90-х годов и как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к изучению функций государства.

Определение понятия государства  даётся у ряда теоретиков, однако делая  из них выборку и производя синтез можно остановиться на следующем общепринятом определении:  государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями государства.

Подводя общий итог можно выделить следующие  направления, в частности внешние и внутренние функции, а также основанием для классификации может служить так называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.

В сегодняшних Российских реалиях  функции государства приобретают  следующую окраску, в частности в процессе реализации они столкнулись с

такими сложностями, как отсутствие чёткой структуры исполнительной власти и исполнения законодательства, отсутствие правосознания у населения и т.д.

Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым, обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как внешняя оборона и экономическое развитие страны.

Подводя общий итог можно сказать, что цель, поставленная для этой работы была достигнута, однако стоит отметить, что данная работа является лишь первым шагом на пути углублённого изучения этой темы, которое должно способствовать уяснению того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом, на который оно направленно.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

Нормативные акты

  1. Конституция (основной закон) РФ: принята всенародным голосованием

12 декабря 1993 г. //  Справочная правовая система «Консультант Плюс» 2011.

Литература

  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 1993.
  2. Матузов Н.И. Теория государства и права. Курс лекций. 1995
  3. Карташов В.Н. Юридическая практика // Теория государства и права. Курс лекций. 1995.
  4. Байтин М.И. Сущность и типы государства // Теория государства и права. Курс лекций. . 1995
  5. Корельский // Теория государства и права. 1997
  6. Гойман - Червонюк // Очерк теории государства и права. 1996
  7. Теория государства и права. Курс лекций под редакцией профессора М.Н.Марченко. 1996
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 2001.
  9. Бабаев СВ. Функции современного российского государства: Учебное пособие. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. — 100 с. — (В соавторстве).

 


Информация о работе Функции современного государства