Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:46, курсовая работа
Содержанием исполнительной власти как самостоятельного вида государственной деятельности является комплекс функций, в которых непосредственно проявляется властно организующее содержание государственного управления, осуществляемое в различных процессуальных формах через постоянный информационный обмен между субъектом и объектом управления на основе прямых и обратных связей. Функция управления объединяет в одно целое запланированный результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и полученный результат.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. ПРЕДМЕТ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.3. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 8
2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 12
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Следует добавить, что полномочия того или иного органа определяются также кругом правоотношений, субъектом которых он выступает, то есть направленностью деятельности органа, его местом и ролью в системе государственной власти, государственно обусловленными функциями. Таким образом, компетенция органа публичной администрации – это полномочия властного характера в сфере реализации функций государственного управления.
Данное положение справедливо для всей системы публичных административных органов, хотя каждый из них имеет свою целевую, предметную компетенцию. Так, компетенцию Министерства внутренних дел составляют функции входящих в него органов: милиции, следствия, внутренних войск и др.
Реализация полномочий происходит в различных формах и методах административной деятельности, которая, как и вся деятельность органов публичной администрации, носит подзаконный характер. Вместе с тем не следует забывать и о том, что она, как правило, носит правовой, а значит, обязательный для исполнения характер.
Следует отметить, что полномочия органов публичной администрации многих стран, в том числе и Республики Беларусь, в последнее время значительно расширяются в области принятия решений, основанных на произвольном усмотрении должностных лиц. В основе этой тенденции лежат юридические теории свободного усмотрения и неопределенных правовых понятий.
Свободное усмотрение – это административно-правовое действие, совершенное в порядке личной ответственности и в соответствии с пониманием нормы права уполномоченным лицом для выполнения поставленной законом цели. Иными словами, органам государства и его должностным лицам предоставляется свобода действий в границах, определенных законом.
Теория неопределенных правовых понятий исходит из того, что в процессе толкования конкретных правовых норм должностные лица используют такие понятия, которым законодательство не может дать точного объяснения. К их числу относятся, например, « общественная необходимость », « целесообразность », «общественная безопасность» и др.
Реализация указанных полномочий органами публичной администрации, с одной стороны, объективно обусловлена, с другой – связана с субъективным взглядом принимающего решение государственного служащего. При этом особое значение приобретает профессиональная грамотность, подготовленность ответственных за принятие административных решений государственных служащих.
Подотчетность и подконтрольность органов публичной администрации соответствующим органам представительной власти вытекает из самой природы исполнительной власти, и это один из основных признаков демократического государства. Но реализация этого признака зависит от ряда объективных причин, в том числе от наличия соответствующего правового механизма контроля. Например, представительные органы и их члены имеют возможность на всех этапах принятия и реализации управленческих решений знакомиться с материалами, а также могут потребовать прекратить или приостановить процесс.
Все названные особенности функционирования органов публичной администрации имеют конституционную основу. В частности, в ст. 3 Конституции Республики Беларусь указано, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы».
Все органы публичной администрации можно разделить на несколько групп. Приведем наиболее распространенные классификации.
По порядку образования:
♦ органы, образование которых предусмотрено Конституцией (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы);
♦ органы, образованные по распоряжению других государственных органов (ведомства, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций).
По территориальному масштабу деятельности'.
♦ центральные органы государственного управления, полномочия которых распространяются на всю территорию республики (Совет Министров, министерства, государственные комитеты и некоторые другие ведомства);
♦
местные исполнительные и распорядительные
органы, распространяющие свою деятельность
на определенную административно-
♦
межтерриториальные органы государственного
управления, охватывающие несколько административно-
По характеру и объему полномочий:
♦ органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы);
♦ органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления местных исполнительных и распорядительных органов);
♦ органы межотраслевой компетенции (Министерство финансов, Министерство статистики и анализа).
По порядку (способу) разрешения подведомственных вопросов:
♦ коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы);
♦ единоличные (министерства, отделы и управления исполнительных органов местных Советов депутатов и др.).
По источникам финансирования:
♦ госбюджетные, то есть не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и ценных бумаг и финансируемые из государственного или местного бюджета;
♦ хозрасчетные, то есть наделенные основными и оборотными средствами, имеющими самостоятельный баланс, связанные с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг.
В общем виде система органов публичной администрации Республики Беларусь включает в себя:
Правительство Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
Органы местного управления и самоуправления.
Характеристика системы органов публичной администрации Республики Беларусь не может быть полной без рассмотрения роли и места в ней Президента Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь не относит Президента к системе исполнительной власти, основной частью которой являются органы публичной администрации. Однако в силу статуса главы государства, закрепленного Конституцией, он имеет возможность непосредственно участвовать в их формировании и осуществлять контроль за их деятельностью.
Выполнение этих управленческих функций обусловлено ст. 79 Конституции, в которой указано, что «Президент Республики Беларусь является Главой государства и обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти». Реализация данных полномочий требует действенных управленческих мер, предусмотренных Конституцией и законами. Это еще раз подчеркивает важность роли Президента в административно-правовой сфере.
Административные полномочия главы государства достаточно широки. В соответствии со ст. 84 Конституции он:
♦ назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
♦ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
♦ определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от нее заместителей Премьер-министра, министров и других членов правительства, принимает решение об отставке правительства и его членов;
♦ образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
♦ с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
♦ с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
♦ назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
♦ освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
♦ назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
♦ обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
♦ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
♦ назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
♦ решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
♦ устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
♦ осуществляет помилование осужденных;
♦ ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
♦ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
♦ в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
♦ в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
♦ подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
♦ имеет право отменять акты правительства;
♦ непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
♦ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
♦ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
♦ вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
Информация о работе Функции государственного управления и их развитие в Республике Беларусь