Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:49, реферат
Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи.
Введение
Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи. Среди этих направлений одним из важнейших является государственное регулирование экономики и происходящих в стране экономических процессов. Государственное регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Экономика, в свою очередь, наряду с внешней и внутренней политикой, культурой, социальным регулированием занимает главенствующее положение в государственном устройстве общества и аппарата управления.
Цель этой работы – отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
· Кратко описать основные функции государства;
· Раскрыть сущность экономической функции государства;
· Описать виды экономических функций государства;
· Проследить генезис экономической функции государства;
· Обозначить необходимость государственного регулирования экономики;
· Дать определение государственному регулированию экономики и определить его границы;
· Сделать выводы о роли государственного регулирования экономики в происходящих в стране экономических процессах.
Эта тема была актуальна с первых дней существования государства, остаётся таковой и сейчас. В современном мире экономика составляет базис общественных отношений, являясь одним из факторов определяющих стратегию развития государства. В изменяющихся условиях жизни изменяется и понятие о деятельности государства в различных сферах общественного регулирования, в том числе и экономического. Вот почему так важно изучить и понять направление деятельности государства, связанное с вмешательством в экономические процессы. Тема, затронутая в данной работе, изучается не только в рамках теории о государстве, но также и экономической наукой, поэтому некоторый материал, использованный в этой работе, носит исключительно экономический характер. Учитывая эту особенность данной темы, она будет интересна не только для тех, кто изучает право, но и для тех, кто изучает экономику.
Глава I. Функции государства
Экономическая функция тесно связана с другими функциями, которые выполняет государство, поэтому важно рассмотреть их виды.
Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа. Исходя из названных выше задач можно выделить внутренние и внешние функции.[8,с.44] С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство к внутренним функциям белорусского государства следует отнести экономическую, идеологическую, социальную, экологическую, культурную функции и функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан.
1. Экономическая функция заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства. При этом важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономические отношения, особенно в сферу предпринимательства.
В учебных изданиях некоторые исследователи в качестве самостоятельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или функцию финансового контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, и выделять в качестве самостоятельной функцию налогообложения нецелесообразно.
2.
Идеологическая функция
3.
Социальная функция призвана
обеспечить социальную
Существует даже концепция «социального государства». Под ним понимается государство, которое постоянно заботится о благополучии своих граждан. Не случайно эта теория нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. Так, согласно части первой ст. 7 Основного Закона России «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь - ... социальное правовое государство». В Беларуси как социальном государстве «...каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». (Ст. 21 Основного Закона Республики Беларусь.)
4.
Функция охраны
5.
Экологическая функция состоит
в установлении государством
правового режима
6.
Культурную функцию составляет
разносторонняя государственная поддержка
развития культуры всех национальных
общностей, литературы, искусства, кино,
средств массовой информации, науки, образования
и др. (См. ст. 15, 49, 51 Конституции Республики
Беларусь.)[5,с.109-111]
Глава II. Понятие и виды экономических функций государства
Существование
стабильного государства
§ 2.1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Государство и экономика существует с давних времён, но вопрос вмешательства государства в экономку и исполнение им экономической функции стал рассматриваться с научной точки зрения лишь в средних веках. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
По мере того, как все больше увеличивается разрыв между тем, что государство может сделать, и тем, что ждет от него население, государство начинает постепенно разрушаться изнутри, лишая граждан самых элементарных условий стабильного существования: законности и безопасности, доверия к контрактам и надежного средства обращения.
Меркантилисты XVII века писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. [2,с.15]
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Существенной ступенью развития представлений о роли государства стала теория, нашедшая отражение в работе А. Смита (1723-1790 гг.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с этим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Подход основоположников классической экономики (XVIII век), ограничивавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII — XIX веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. Практическая политика государства, по А. Смиту, должна быть проникнута духом компромисса, что немало содействует ее быстрому успеху.[13,с.88]
В
XIX веке, учёные классического направления
считали, что государство должно,
во-первых, гарантировать права
В XX веке под влиянием социалистических идей перераспределения доходов и кейнсианской теории (кейнсианское направление исходит из необходимости вмешательства государства в рыночную систему) поддержания доходов граждан в периоды циклических колебаний роль государства в экономике была существенно повышена: расширен госсектор, появились программы общественных работ, увеличились госрасходы на образование и здравоохранение, введены государственные пенсионные системы перераспределительного типа и программы социальной помощи, появилось субсидирование товаров первой необходимости.
Ориентация рыночной системы на извлечение прибыли обеспечивает экономическую эффективность, но вступает в противоречие с системой ценностей государства, которое основное внимание уделяет благосостоянию его граждан. В результате этого все государства сталкиваются с необходимостью одновременного содействия рыночному развитию для поддержания экономического роста и обеспечения при этом справедливого распределения общественных благ среди всех своих граждан, как богатых, так и бедных. Вместе с тем эти две задачи рыночной эффективности и социальной справедливости не обязательно являются взаимоисключающими. Задача обеспечения социальной справедливости должна быть четко определена в государственной политике с тем, чтобы экономический рост сопровождался справедливым в общественном понимании распределением его благ. Рыночная экономика может приводить к появлению неприемлемо высокого уровня неравенства по доходам и потреблению. Только государство может определять, какую часть рыночного дохода передавать «бедным семьям» и по рекомендациям ученых создавать эффективные системы перемещения доходов. На протяжении XIX и XX столетий понятие «государственное управление» получило беспрецедентное распространение и стало рассматриваться как исключительно важная цель участия государства в экономике. Термин «государственное управление» стал широко использоваться в современной теории государства. В результате к 50–60-м годам размеры государства в развитых странах выросли. Вместе с тем выяснилось, что конфликт интересов чиновников госаппарата и общественных интересов ведет зачастую к неэффективным решениям и коррупции. Опыт показал, что в большинстве случаев прямое государственное вмешательство в экономику сохраняет неравномерность в распределении доходов, тормозит экономический рост. Расширение обязанностей государства вело к разбуханию госаппарата и неэффективной его работе. Расширение спектра производства общественных благ и совмещение функций государственного управления и оказания публичных услуг органами власти создали предпосылки для неравных условий конкуренции и злоупотребления властными полномочиями. В результате в 1950–1960 гг. сформировалась теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, и др.), в рамках которой изучалось экономическими методами поведение рациональных политиков с учетом явных и неявных их издержек и выгод. Прикладное значение теории общественного выбора состоит в выработке рекомендаций по организации властных институтов с целью повышения их эффективности. В итоге, в конце XX века в очередной раз произошла эволюция взглядов на государство – от концепции большого государства перешли к концепции эффективного государства. Ученые пришли к мнению, что государство должно не подменять административными решениями рынок в деле распределения ресурсов, а косвенно стимулировать его работу и повышать эффективность конкуренции.