Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:44, курсовая работа
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие функций государства……….………………………………………..4
2. Классификация функций государства…...…………………………………....9
3. Характеристика основных функций государства…………………………...20
4. Формы и методы осуществления функций государства.…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие функций
государства……….………………………………………
2. Классификация
функций государства…...…………………
3. Характеристика основных функций государства…………………………...20
4. Формы и методы осуществления функций государства.…………………..25
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Думаю, что знание
таких понятий, как функции государства,
является сегодня совершенно необходимым
условием формирования нашего мировоззрения
и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы
о государстве и его функциях
в обществе с давних пор относятся
к числу основополагающих и
дискуссионных и в государствоведении.
Это объясняется тремя
•
Вопросы сущности государства и
его места в политической системе
прямо и непосредственно
• Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы
• Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.
Развитие
общества и всех его институтов,
включая государство, представляет
собой естественноисторический
процесс, протекающий по объективным
законам. Одним из проявлений действия
этих законов являются функции государства,
которые можно определить как
характерные особенности
Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.
Итак,
в данной курсовой работе ставится
цель рассмотреть теоретические
основы вопроса о функциях и роли
государства.
При
подготовке курсовой работы использовались
нормативно-правовые акты Российской
Федерации, научно-учебные пособия
и монографии.
Прежде чем говорить о функциях государства следует сказать несколько слов об его происхождении. Предпосылками образования государства могли послужить следующие факторы: слом родоплеменных отношений; появление частной собственности; и, как следствие, образование нового класса в обществе – управленцев, организаторов, которые занимались только вопросами публичной власти и управления.
Касаясь
общественного строя
Первобытное общество жило родами, семьями. Для этого общества были характерны кровнородственные браки, половозрастной характер разделения труда, коллективные формы решения общих дел (собрание сородичей как высший орган управления), присутствие табу и обычаев вместо институционализированных правовых норм и законов и т. д.
Основными
двумя факторами, разрушившими родоплеменные
отношения стали табу на кровосмешение
и образование частной
Человечество
постепенно осознало опасность появления
неполноценного потомства вследствие
инцеста, что заставляло людей составлять
брачные пары из разных племен и
родов. Таким образом эта брачная
пара, состоящая из людей принадлежащих
к разным родам не могла примкнуть
ни одному, ни к другому роду, что
вынуждало новоиспеченную семью
отделяться в собственную социальную
единицу. Эта независимая от рода
семья создает субъект частной
собственности. Выделившиеся из рода семьи
(а затем индивиды) объединяются
в общество, основанное на вещных, рыночных
связях. По мере развития производственных
отношений усложнялись
Исходя
из вышеизложенного можно сказать,
что государство возникло из родовых
структур и было призвано обеспечивать
своей организацией решение общих
дел. Таким образом, можно утверждать,
что природа общих дел и
способы решения общественных проблем
не зависит от сознания и воли людей,
независимо от того занимаются ли они
государственным управлением
Вопрос
о функциях государства - это одно
из важных вопросов не только теории, но
и практики государственного строительства.
Функции государства выражают социальную
природу государства и
Термин "функция" в переводе из латинской означает "осуществить", "выполнить". Функции государства очень тесно связанные с задачами, целями и сутью государства, но не сводятся к ним. Анализ функций государства должен ответить на вопрос: 1) что должна делать государство на определенном этапе своего развития и как? 2) на чем должны быть сконцентрированы усилия их органов и ведомств?
Много специалистов считают, что функции государства - это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности. Функции государства - это возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению нужд и интересов общества, которые конкретизируются в задачах, целях и социальном назначении.
Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего- конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума. Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.
Воплощением
второй концепции - идеи насилия - является,
прежде всего, теория марксизма. Кроме
того, определенное развитие позиции
марксизма получили в более
поздней теории, связывающей
возникновение частной
На
наш взгляд, однако, нельзя абсолютизировать
ни первую, ни вторую стороны ориентации
государственной деятельности, поскольку
ей присуще как одно, так и другое.
Дело заключается только в том, в
каком соотношении между собой
находятся потребности
Государство
выполняет чрезвычайно много
функций, которые изучаются разными
отраслевыми науками. Теория государства
анализирует лишь основные функции
государства.
Итак, характеризуя
функции государства, следует учитывать
следующие моменты:
1. функции нужно отличать от целей и задач,
стоящих перед государствам;
2. функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;
3. в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;
4. функции государства объективно заданы целями и задачами государства;
5. если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);
6. функции
государства подвержены эволюции, в связи
со сменой целей и задач у государства
могут: а) исчезать одни функции и появляться
другие;
б) меняться содержание одной и той же функции;
7. функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;
8. функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).
Итак, можно
сделать вывод, что функции государства
и их содержание обусловлены, в основном,
следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самых необходимых
условий сохранения общества (общесоциальный
фактор); б) сущностью государства, его
природой; в) целями и задачами государства.
В литературе
предлагаются различные варианты деления
функций на виды: общесоциальные (вытекающие
из потребностей общества в целом) и классовые
(обусловленные классовыми противоречиями);
внутренние и внешние (в зависимости от
сферы приложения деятельности государства);
постоянные (осуществляются на всех этапах
развития государства) и временные (рассчитаны
на решение задачи, имеющей временный
и, как правило, чрезвычайный характер).
Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют
функции основные и неосновные. Такое
деление, однако, вызывает сомнение, ибо
(исходя из традиционного определения
функций государства, которого Байтин
и придерживается) получаем в итоге "неосновные
основные направления деятельности государства".