Функции государства в общественной жизни. Понятие правового и социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..3
1. Происхождение и эволюция государства, его исторические типы.…..4
2. Признаки и структура государства, формы его организации…….…...6
2.1 Признаки государства……………………………………………….…..6
2.2 Структура государства…………………………………………………11
2.3 Формы организации государства……………………………………...12
3. Функции государства в общественной жизни. Понятие правового
и социального государства……………………………………………………….…..14
3.1 Функции государства в общественной жизни…………………..……14
3.2 Понятие правового государства……………………………...………..15
3.3 Понятие социального государства…………………………...………..17
Заключение………………………………………………………..………..19
Список литературы………………………………………………...……….21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………….………..3

1.      Происхождение и эволюция государства, его исторические типы.…..4

2.      Признаки и структура государства, формы его организации…….…...6

2.1   Признаки государства……………………………………………….…..6

2.2   Структура государства…………………………………………………11

2.3   Формы организации государства……………………………………...12

3.      Функции государства в общественной жизни. Понятие правового

и социального государства……………………………………………………….…..14

3.1 Функции государства в общественной жизни…………………..……14

3.2 Понятие правового государства……………………………...………..15

3.3 Понятие социального государства…………………………...………..17

Заключение………………………………………………………..………..19

Список литературы………………………………………………...……….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

 

1. Происхождение и эволюция государства, его исторические типы.

Социальная иерархия, связанная с разной степенью обладания властными полномочиями, возникла, вероятнее всего, одновременно с появлением человека и общества. Однако государство как форма политической власти появилось лишь несколько тысячелетий тому назад.

Образование государства органически связано с развитием собственнических отношений, поскольку оба этих процесса имеют общие предпосылки. Только после неолитической революции появилась возможность накапливать часть общественного продукта, необходимую для содержания профессиональных руководителей-администраторов и их помощников. Одновременно с этим обостряется необходимость защищать права собственности на ограниченные ресурсы, чем может эффективно заниматься только некая сила, стоящая над отдельными домохозяйствами и племенами.

Первые известные историкам государства возникли в 4–3-м тыс. до н.э. в Древней Месопотамии, Древнем Египте и Древнем Китае. Особенности развития хозяйственной жизни в этих регионах (необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений, проведения иных общественных работ) привели к быстрому росту организационной функции аппарата управления и обусловили высокую экономическую специализацию восточного государства. К.Маркс писал по этому поводу, что на Востоке государство имело три «ведомства» – военное, финансовое и общественных работ. Речь идет о трех основных видах деятельности типичных для древнего и средневекового Востока деспотических монархий – ведении оборонительных и наступательных войн, сборе налогов, организации общественных работ. Именно тогда появляются основные атрибуты любого государства: постоянная армия, необходимая для защиты прав собственности, и система сбора налогов (трудом или продуктами труда) с подданных.

Деспотизм восточного типа отличался от античных государств Древней Греции и Древнего Рима. В античных государствах существовали различные формы правления – не только монархия (Римская империя), но и аристократические (Спарта) и демократические (Афины) республики. Именно в Древней Греции философом Платоном впервые была предложена модель идеального государства – аристократического коммунизма. Платон и Аристотель положили начало и анализу реальных государственных систем, сравнивая разные формы правления в различных странах. Поскольку в античных обществах не требовалось проводить общественные работы, то государство здесь концентрировалось на выполнении чисто политических функций (включая организацию обороны и ведение войн), а также на защите прав собственности. Именно эти функции стали главными для всех западных государств вплоть до 20 в.

Падение Римской империи в 5 в. привело к образованию в Западной Европе множества феодальных монархических государств. Для начального периода их становления была характерна ситуация феодальной раздробленности: королевская власть была слаба, многочисленные полусамостоятельные феодалы вели войны друг с другом. В процессе централизации государственной власти в 12–13 вв. стала складываться сословно-представительная монархия, в которой каждое из трех сословий выражало свои интересы через органы сословного представительства (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т.п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия, развившаяся в период 15–17 вв. в результате завершения образования централизованных государств. В эпоху феодализма существовали и города-государства с республиканской формой правления (Венеция, Генуя, Флоренция, ганзейские города в Северной Европе, Новгород в России и др.), где власть в городах-государствах принадлежала богатым горожанам (городским патрициям).

Буржуазное государство возникло в результате буржуазных революций 17–19 вв. – конституционные монархии в Англии и Голландии, демократические республики во Франции и Италии. Именно тогда стали закладываться основы современных демократических государств, основанных на приоритете интересов личности над интересами общества, на осознании того, что государство должно служить людям, а не наоборот. Этому во многом служили произведения таких ученых, как Т.Гоббс, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, А.Смит, Дж. Локк, сформулировавших понятия контрактного государства как антитезы эксплуататорскому государству. Многие теоретические идеи европейских мыслителей нашли практическое отражение в конституционных основах США.

Вплоть до середины 19 в. считалось, что правом участвовать в государственной деятельности обладают только взрослые и состоятельные мужчины. Расширение представлений о демократической государственности привело к постепенной ликвидации имущественного ценза, дискриминации по полу, возрасту, национальности и т.д. К концу 20 в. во всех развитых странах государство стало формально считаться общенародным, то есть действующим в интересах народа, под контролем народа и с участием народа. Фактически же параллельно с расширением принципов демократии происходило развитие систем лоббирования интересов элитных групп и манипулирования поведением избирателей через СМИ. Поэтому право участвовать в деятельности государства далеко не всегда можно фактически реализовать. Это вызывает серьезные опасения, поскольку с середины 19 в. роль государства в жизни общества заметно возросла – оно стало активным и постоянным участником экономической жизни общества.

Впрочем, в самом конце 20 в., под влиянием глобализации у национальных государств появились соперники в осуществлении централизованного руководства. Крупные транснациональные корпорации и надгосударственные организации (ООН, Европарламент, Международный валютный фонд и др.) играют все более важную роль в регулировании политических и экономических процессов. Есть мнение, что в 21 в. национальное государство как форма политической власти будет постепенно «растворяться», передавая свои функции местному самоуправлению и «мировому правительству». Тем самым сбудется прогноз основоположников марксизма об отмирании государства.

 

 

2. Признаки и структура государства, формы его организации.

2.1 Признаки государства.

Итак, государство — это определенная организация поли­тической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Следователь­но, важно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций.

Государство — организация территориальная, организация власти на определенной территории.

Власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории государства. На одной и той же тер­ритории не может быть власти двух государств. Встречающие­ся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в ка­кой-то переходный период, носят кратковременный характер, заканчиваются переходом к единовластию.

Вопрос о территориальных границах весьма важный и кардинальный вопрос для государства. Он регламентируется законами государства и международными договорами. Грани­цы своей территории государство защищает всеми доступны­ми способами. Такой институт государства, как армия, созда­ется главным образом для защиты его границ. Создаются так­же специальные формирования пограничной охраны, органы таможенной службы.

Государство — территориальная организация и в том смысле, что население делится по территориальному принци­пу, по административно-территориальным единицам (уезды, районы, области, департаменты, воеводства и т.п.). К этим территориальным единицам привязываются и органы госу­дарства, власть которых функционирует в пределах этих еди­ниц.

Государство — организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на все общество. Принадлежность членов общества к госу­дарству, как правило, не зависит от их воли. Сам факт рож­дения человека на территории государства уже включает его в государство, отдает под власть государства. Это проявляется в таких институтах, как гражданство, а еще ранее — поддан­ство. Факт гражданства связывает личность с государством, возлагает на него определенные обязанности и в то же время дает ему определенные права, возлагает на само государство определенные обязанности перед личностью (обязанность правовой и социальной защиты личности и т. п.). Универсаль­ность государства проявляется и в том, что оно своей управ­ляющей, регулирующей и охранительной деятельностью мо­жет охватить самые разнообразные сферы общественной жиз­ни: политическую, экономическую, экологическую, нравст­венную и т. д.

Государство — организация публичной власти, не совпа­дающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая орга­низация. Эта власть осуществляется людьми, которые выделяются из общества, составляют человеческий субстрат госу­дарства. Эти люди (государственные чиновники, военные и т. п.) не занимаются непосредственно производительным трудом, а осуществляют деятельность, связанную с управле­нием общественными делами.

Государство обладает монополией на издание законов. Об­разно выражаясь, только государство говорит языком зако­нов, с помощью законов как решений, носящих обязательный характер. Государство придает своей воле, своим велениям общее значение и посредством законов осуществляет власть.

Государство — организация принудительная. В своей де­ятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, ар­мия и т. д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждения — обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти. Госу­дарству принадлежит монополия на легальное физическое принуждение, в том числе с применением оружия и других специальных средств. Применение принуждения другими, негосударственными структурами государство рассматривает как противозаконное, противоречащее суверенитету государ­ства. В правовом государстве государственное принуждение может быть только правовым, осуществляемым на основе и в рамках законов.

Государство — суверенная организация. Суверенитет госу­дарства — это политико-юридическое выражение независи­мости государственной власти от власти иного государства.

Внутренняя сторона государственного суверенитета со­стоит в том, что государство самостоятельно учреждает и фор­мирует систему своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе право­порядок путем принятия законов, системой своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятель­ность по рассмотрению и разрешению различного рода юри­дических дел (уголовных, гражданских и т. п.).

Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что го­сударство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле и в интересах общества, которое оно представляет: вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключа­ет договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий.

Информация о работе Функции государства в общественной жизни. Понятие правового и социального государства