Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
• Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
• Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;
Введение………..…………………………………………………….…….……..3
ГЛАВА 1 Понятие, содержание и признаки функций государства….........5
§1. Понятие "функция государства"…………………………..………........5
§2. Содержание функций…………………………………………..…..........6
§3. Признаки функций………………………………………………..……...8
§4. Эволюция функции………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 Классификация функций государства………………….……….11
§1. Функции Российского государства……………………………...….…13
ГЛАВА 3 Внутренние функции государства……………………………….……..15
§1. Обеспечение народовластия……………………………….…….…….15
§2. Экономическая функция…………………………………………...….16
§3. Социальная функция……………………………………………..……17
§4. Экологическая функция…………………………………………....….19
§5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………….20
§6. Защита прав и свобод граждан……………………………………….21
ГЛАВА 4 Внешние функции государства………………………………………23
§1. Интеграция в мировую экономику……………………….………..….23
§2. Поддержка иностранных инвестиций……………………………..….24
§3. Функция обороны……………………………………………………....25
§4. Функция поддержки мирового порядка……………………………...26
§5 . Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем …………………………….…………………....................27
Заключение……………………………………………..………………...….29
Список литературы……………………………..………………….33
Приложение Классификация функций государства……..………………..35
17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………..……………………………………………
ГЛАВА 1 Понятие, содержание и признаки функций государства….........5
§1. Понятие "функция государства"…………………………..………...
§2. Содержание функций…………………………………………..…....
§3. Признаки функций………………………………………………..…….
§4. Эволюция функции………………………………………………………..
ГЛАВА 2 Классификация функций государства………………….……….11
§1. Функции Российского государства……………………………...….…13
ГЛАВА 3 Внутренние функции государства……………………………….……..15
§1. Обеспечение народовластия……………………………….…….…
§2. Экономическая функция…………………………………………...….16
§3. Социальная функция……………………………………………..……17
§4. Экологическая функция…………………………………………....….1
§5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………….20
§6. Защита прав и свобод граждан……………………………………….21
ГЛАВА 4 Внешние функции государства………………………………………23
§1. Интеграция в мировую экономику……………………….………..….23
§2. Поддержка иностранных инвестиций……………………………..….24
§3. Функция обороны……………………………………………………...
§4. Функция поддержки мирового порядка……………………………...26
§5 . Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем …………………………….…………………...........
Заключение……………………………………………..…
Список литературы……………………………..…………………
Приложение Классификация функций государства……..………………..35
ВВЕДЕНИЕ
К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
Для изучения государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации. Этот метод эффективно применяется при изучении функций государства и позволяет классифицировать их по различным критериям. Требуется проанализировать, как данные процессы отразились на таком понятии как “функции государства”? Этот вопрос очень важен и актуален, так как если до конца не определиться о том, что и как государство делает, по каким направлениям функционирует, то в РФ невозможно будет найти пути дальнейшего реформирования государства. В связи с этим данная тема курсовой работы представляется одной из важнейших в курсе теории государства и права.
Кроме этого, подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Предметом исследования данной работы является: функции государства как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;
Классифицировать функции государства по самым различным критериям;
Проанализировать какова классификация и как делятся функции государства в РФ.
Подвергнуть анализу внутренние функции государства;
Проанализировать внешние функции государства.
1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие “функция государства”
Государство – политическая организация, обеспечивающая политическую власть и необходимая для выполнения классовых и общечеловеческих задач, вытекающих из природы любого общества, призванная обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.
Понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.[1]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает».
Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы[2].Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
1.2 Содержание функций
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции[3].
Кроме того, это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально - освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.[9, с.36]
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:
расширяется и углубляется понимание социального назначения государства;
отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.[9, с.159]
Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.
Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, то есть процесс формирования и эволюции государственности.
1.3 Признаки функций
Необходимо выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.
По мнению Морозовой Л.А. к этим признакам относятся:
прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.[8, с.46]
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.
1.4 Эволюция функций
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.[9, с.159]
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
В связи с этим допустимо сделать вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
2 КЛАССИФИКАЦИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Матузов Н.Г выделяет, например:
объекты и сферы государственной деятельности;
территориальный масштаб;
Информация о работе Функции государства: понятие и классификация