Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
• Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
• Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;

Содержание

Введение………..…………………………………………………….…….……..3
ГЛАВА 1 Понятие, содержание и признаки функций государства….........5
§1. Понятие "функция государства"…………………………..………........5
§2. Содержание функций…………………………………………..…..........6
§3. Признаки функций………………………………………………..……...8
§4. Эволюция функции………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 Классификация функций государства………………….……….11
§1. Функции Российского государства……………………………...….…13
ГЛАВА 3 Внутренние функции государства……………………………….……..15
§1. Обеспечение народовластия……………………………….…….…….15
§2. Экономическая функция…………………………………………...….16
§3. Социальная функция……………………………………………..……17
§4. Экологическая функция…………………………………………....….19
§5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………….20
§6. Защита прав и свобод граждан……………………………………….21
ГЛАВА 4 Внешние функции государства………………………………………23
§1. Интеграция в мировую экономику……………………….………..….23
§2. Поддержка иностранных инвестиций……………………………..….24
§3. Функция обороны……………………………………………………....25
§4. Функция поддержки мирового порядка……………………………...26
§5 . Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем …………………………….…………………....................27
Заключение……………………………………………..………………...….29
Список литературы……………………………..………………….33
Приложение Классификация функций государства……..………………..35

Работа содержит 1 файл

kurs_fgos(Делаю).doc

— 144.50 Кб (Скачать)


17

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………..…………………………………………………….…….……..3

ГЛАВА 1 Понятие, содержание и признаки функций государства….........5

§1. Понятие "функция государства"…………………………..………........5

§2. Содержание функций…………………………………………..…..........6

§3. Признаки функций………………………………………………..……...8

§4. Эволюция функции………………………………………………………..9

ГЛАВА 2 Классификация функций государства………………….……….11

§1. Функции Российского государства……………………………...….…13

ГЛАВА 3 Внутренние функции государства……………………………….……..15

§1. Обеспечение народовластия……………………………….…….…….15

§2. Экономическая функция…………………………………………...….16

§3. Социальная функция……………………………………………..……17

§4. Экологическая функция…………………………………………....….19

§5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………….20

§6. Защита прав и свобод граждан……………………………………….21

ГЛАВА 4 Внешние функции государства………………………………………23

§1. Интеграция в мировую экономику……………………….………..….23

§2. Поддержка иностранных инвестиций……………………………..….24

§3. Функция обороны……………………………………………………....25

§4. Функция поддержки мирового порядка……………………………...26

§5 . Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем …………………………….…………………....................27

Заключение……………………………………………..………………...….29

Список литературы……………………………..………………….33

Приложение Классификация функций государства……..………………..35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Для изучения государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации. Этот метод эффективно применяется при изучении функций государства и позволяет классифицировать их по различным критериям. Требуется проанализировать, как данные процессы отразились на таком понятии как “функции государства”? Этот вопрос очень важен и актуален, так как если до конца не определиться о том, что и как государство делает, по каким направлениям функционирует, то в РФ невозможно будет найти пути дальнейшего реформирования государства. В связи с этим данная тема курсовой работы представляется одной из важнейших в курсе теории государства и права.

Кроме этого, подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

Предметом исследования данной работы является: функции государства как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.

При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:

                 Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;

                 Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;

                 Классифицировать функции государства по самым различным критериям;

                 Проанализировать какова классификация и как делятся функции государства в РФ.

                 Подвергнуть анализу внутренние функции государства;

                 Проанализировать внешние функции государства.


1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1  Понятие “функция государства”

 

Государство – политическая организация, обеспечивающая политическую власть и необходимая для выполнения классовых и общечеловеческих задач, вытекающих из природы любого общества, призванная обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.[1]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает».

Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы[2].Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

 

1.2 Содержание функций

 

Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных  образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции[3].

Кроме того, это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально - освободительных  движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.[9, с.36]

На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:

                 расширяется и углубляется понимание социального назначения государства;

                 отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.[9, с.159]

Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, то есть процесс формирования и эволюции государственности.


1.3 Признаки функций

 

Необходимо выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

По мнению Морозовой Л.А. к этим признакам относятся:

               прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

               непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

               направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

               деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.[8, с.46]

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

 

1.4 Эволюция функций

 

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.[9, с.159]

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

В связи с этим допустимо сделать вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.


2 КЛАССИФИКАЦИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.

Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Матузов Н.Г выделяет, например:

                      объекты и сферы государственной деятельности;

                      территориальный масштаб;

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация