Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 18:28, курсовая работа
Задачи которые мы рассмотрим в ходе работы:
1. Проанализируем понятия «источник» и «форма права», а также подходы к их пониманию.
2. Рассмотрим классификацию форм права, проанализирую виды источников права в материальном, идеальном и формальном смысле.
3. Выделим признаки и характерные черты основных видов источников и форм права.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение форм (источников) права…………………………………… 4 Глава 2. Классификация форм (источников) права……………………………….12 Заключение…………………………………………………………………………………………….24 Список используемой литературы…………………………………………………………25
Нормативный правовой акт
выступает необходимой формой взаимосвязи
между законодателем и
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья
Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям:
1. По субъектам их издания:
акты органов государства;
санкционированные государством акты общественных организаций;
акты органов самоуправления;
акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т. д.
Дума издает законы и постановления; Президент- указы. Органы исполнительной власти издают такие нормативно-правовые акты: Кабинет министров-декреты и постановления; руководители министерств и ведомств- инструкции, указания, нормативные приказы; местные советы-решения и нормативные утверждения; исполнительные комитеты местных советов- решения, а руководители их управлений и отделов и руководители областных и районных государственных администраций- нормативные приказы; администрация государственных предприятий, учреждений, организаций- нормативные приказы и инструкции.
2. По сфере действия: общеобязательные; специальные; локальные.
3. По степени конкретизации правовых норм: общие; конкретизирующие.
4. По характеру волеизъявления: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие.
5. По отраслям законодательства: гражданские; уголовные; гражданско-процессуальные; уголовно-процессуальные и т. д.
6. По времени действия: определенносрочные; неопределенносрочные.
7. По юридической силе: законы; подзаконные нормативные акты.
Центральным и главным
является подразделение нормативных
актов в соответствии с их иерархической
структурой. В данной классификации
основным критерием отнесения
Закон-это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т. п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
1. все остальные правовые
акты должны исходить из
2. законы не подлежат
утверждению со стороны какого-
3. никто не вправе отменить
или изменить закон, кроме
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия, вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
их соблюдение должно быть неприкасаемым.
Все законы в России разделяются на три большие группы в зависимости от их юридической силы:
1. Конституционные законы или основные:
Например, Конституция (основной закон) России, закон “Об президенте России, законы о выборах;
2. Обычные или текущие законы, которые регулируют иные важные общественные отношения:
Например, закон “О статусе судей” (редакция, действующая с 1 января 2012 года)
3. Чрезвычайные законы, которые
принимаются в необходимых
По субъектам издания законы в России делятся на:
1. Законы, принятые Верховной Думой России;
Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, глупых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение не возможно без оснований, указанных в законе.
Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконные нормативно-правовые
акты-это такие акты, которые приняты
компетентными государственными органами
или уполномоченными
Подзаконных нормативных актов чрезвычайно много, но их можно классифицировать на пять больших групп:
1. акты государственных
органов России (Указы Президента,
Декреты, Постановления
2. иные подзаконные нормативные акты:
3.решения отдельных гражданских объединений, уполномоченных государством (делегированное законодательство);
4.решения трудовых коллективов (сборов и советов трудового коллектива);
5.протесты органов прокуратуры по поводу незаконности нормативных актов, если ими приостанавливается действие таких актов.
Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто издал, дата издания, название акта, подпись уполномоченного лица, печать.
Заключение
В свете вышеизложенного
можно сделать вывод, что формы
(источники) права имеют исключительно
большое значение для укрепления
законности в правовом государстве.
Совершенство названных форм (источников)
напрямую зависит от уровня теоретических
представлений о них и от качества
по существу всех видов юридической
практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации
по улучшению форм права, а практика
должна умело реализовать предложения
ученых в целях создания гибкой,
динамичной и эффективно функционирующей
системы источников права. От качества
этой системы права зависит
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. Так В. М. Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список литературы
1. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание 2, переработанное и дополненное/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. -М. :Проспект,1997. -600 с.
2. Договор в народном
хозяйстве (вопросы общей
Б. В Покровский и др. -АлмаАта, 1987. -395 с.
3. Конституционное право.
Опорные конспекты. В. В.
4. Конституционное право.
Учебник отв. ред. А. Е.
5. Общая теория государства и права. /Под редакцией академика АпрН России, доктора юридических наук, профессора В. В. Копейчикова. -К. : Юринком,1997. -320 с.
6. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. -2е издание. ,перераб и доп. -М. : Юристъ,1997. -472 с.
7. Теория государства и
права. Учебник для
8. Теория государства и
права: Учебное пособие.
9. Теория права:Курс лекций.
Учебное пособие для
10. Конституция Российской федерации (принята 12.12.1993)
11. Закон “О статусе судей” (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
12. Федеральный закон “О выборах президента Российской федерации”от 10.01.2012