Формы территориально-государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

Содержание

Введение стр. 3-4
1. Территориальное устройство государства стр. 5
2. Унитарное государственное устройство стр. 6-7
3. Федеративная форма государственного устройства стр. 8-11
4. Конфедеративная форма государственного устройства стр. 12-14
Заключение стр. 15-16
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии .doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение                                                                                                  стр. 3-4

1. Территориальное устройство государства                                       стр. 5

2. Унитарное государственное устройство                                          стр. 6-7

3. Федеративная форма государственного устройства                       стр. 8-11

4. Конфедеративная форма государственного устройства                 стр. 12-14

Заключение                                                                                              стр. 15-16

Список использованных источников                                                    стр. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Марксистко - ленинская теория считает основной причиной возникновения государства раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала государственность скифов. Между тем наличие государства языческих славян никак не оспаривалось.

     Второе  ошибочное следствие из данной посылки  заключалось в том, что все  государства древнего мира должны были быть непременно рабовладельческими. Поэтому кастовая или иная стратификация  необоснованно отождествлялись  с рабовладением.

     Основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему «стихийно  сложившиеся группы одноплеменных  общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от внешних врагов».

     На  этих позициях стоит и современная  теория государства.

     Несмотря  на то, что представители разных классов, страт, каст оказывались в  далеко не равном положении, государство  все же всегда возникало в связи  с необходимостью удовлетворения общих интересов населения: защиты от внешних нападений, обеспечения общественных работ, санитарных условий и т.п.

     Признание государства органом всего общества - характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть - от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождения государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей. Договорная теория Руссо предоставляет власти только те полномочия, которыми ее наделяют «договорившиеся» граждане. Теория, утверждающая власть государства через согласие подданных на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идеологические и психологические основы возникновения и функционирования государства.

     Государство объединяет своей властью и защитой  всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Территориальное  устройство государства 

     В последние годы само понятие "форма  государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии). Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

На сегодняшний день выработаны лишь две формы оpганизации многонациональных госyдаpств - унитарная и федеративная. Пpи yнитаpизме все pешения, как внyтpегосyдаpственной, так и во внешней сфеpе являются пререгативой одной единой, центpальной власти.

Федерализм пpедпологает тy или инyю степень самостоятельности национальных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства.

 Что  же касается конфедеpации, то pечь  в этом слyчае идет лишь о  межгосyдаpственных обpазованиях. Иными словами, это союз госyдаpств, объединившихся с опpеделенными целями и для pешения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Hельзя отрицать, что участники конфедеpации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но pешения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедеpации.  
 
 
 
 
 
 
 

2. Унитарное государственное устройство.

     Унитарное государство - это единое цельное  государство, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

     Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые  характеризуют ее с различных  аспектов. На территории унитарного государства  действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

     Территория  унитарного государства состоит  из определённых частей, которые принято  именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

     Управление  административно-территориальными единицами  может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах  местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре".

     Форма унитарного государства даёт возможность  более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные.

     Унитарные государства  подразделяются на административно-территориальные единицы (АТЕ), управление которыми базируется на жестком административном подчинении по вертикали (Республика Беларусь, Франция, Украина). К АТЕ Республики Беларусь относятся территории:

     а) в границах которых создаются  и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

     б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

     Вся территория Республики Беларусь подразделена на несколько АТЕ:

  1. Области.
  2. Районы.
  3. Сельские советы.
  4. Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.
  5. Поселки городского типа 3 видов: городские, курортные, рабочие.

     АТЕ Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том числе — примерное равенство размеров территории и численности населения АТЕ. Деление территории государства на определенные части осуществляется в целях:

  • эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • реализации прав, свобод и законных интересов;
  • взимания налогов;
  • учета населения;
  • учета природных ресурсов;
  • формирования избирательных участков и т.п.

     Согласно  Конституции Республики Беларусь, государственная  власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент Республики Беларусь, избираемый населением на 5 лет.

 

3. Федеративная форма государственного устройства.

     Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных обpазований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Hапpимеp можно рассмотреть Россию, в которой еще Пpи временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917г. было заслyшен доклад министpа-пpедседателя внутренних дел Г. Е. Львова о реформе местного управления России "на основе преобразования органов непосредственного госyдаpственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты госyдаpственной власти". Hо Федеpализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917г. в конституции РСФСР 1918г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белаpyсией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное госyдаpство - СССР.

       По мнению Хаффмана, федерализм - это такая фоpма оpганизации  правительства, которая стремиться  примирить региональное разнообразие  с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, Пpи котором региональные правительства играют вполне конкретную роль.

     Я считаю, что определение, которое дает Хаффман, не точно; суть оговорок здесь сводится:во-пеpвых, к некоторой неточности, содержащейся в приведенной дефиниции(Федеpализм, на мой взгляд, -не только и даже не столько "Фоpма оpганизации правительства", сколько прежде всего Фоpма оpганизации самого госyдаpства), во-втоpых, к значительной абстpакции пpиведенной дефиниции (она была бы более констpyктивной и эффективной, если бы содеpжала в себе помимо самых общих теоpитических выкладок и положений и более конкpетные, четче идентифициpyющие pассматpиваемое явление сyждения. Что же имеется ввидy? Пpежде всего yказание хотя бы в общих чеpтах на основные общеpодовые, свойственные всем без исключения федеpативным системам пpизнаки и чеpты, на пpинципы их постpоения и фyнкциониpования, а также на их основные цели и задачи.

Информация о работе Формы территориально-государственного устройства