Таким
образом, в законе закреплена презумпция
права государственной собственности
на природные ресурсы, а их оборот
ограничен и подчинен специальным
правилам, иначе говоря, установлено
предположение государственной
собственности на землю и другие природные
ресурсы, что исключает существование
земли и других природных ресурсов в качестве
бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой
стороны, этим правилом закона установлены
известные ограничения частной собственности
на землю и другие природные ресурсы в
том смысле, что они могут быть объектом
частной и даже муниципальной собственности
лишь в той мере, в какой это прямо допускается
государством. В литературе по гражданскому
праву постоянно подчеркивается, что под
"иными правовыми актами", указание
на которые содержится в п.2 ст. 295 ГК РФ,
следует понимать лишь указы Президента
и постановления федерального правительства.
Такой вывод авторы делают из анализа
содержания ст. 71 Конституции РФ и ст. 3
ГК РФ.29 Е.А. Суханов решительно
заявляет: гражданско-правовая регламентация
в российском правопорядке носит исключительно
федеральный характер, в принципе не оставляя
места для нормативных актов субъектов
федерации и муниципальных образований
(подп. "ж" и "о" ст. 71 Конституции
РФ)". При этом автор полагает, что управление
публичным имуществом является только
одной из форм осуществления права собственности:
в гражданско-правовом смысле собственник
и здесь лишь реализует правомочия владения,
пользования и распоряжения.30
На мой взгляд, на поставленный выше вопрос
следует отвечать отрицательно. Ч. 5 ст.
76 Конституции РФ подтверждает это: законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ не могут противоречить федеральным
законам, принятие которых отнесено к
ведению Российской Федерации.
При этом следует учитывать и то, что к
исключительному ведению Российской Федерации
п. "д" ст. 71 Конституции РФ относит
управление федеральной государственной
собственностью, управление же государственной
собственностью субъектов РФ, казалось,
осталось вне пределов ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ, следовательно,
в силу ст. 73 Конституции РФ оно составляет
исключительную компетенцию Российской
Федерации. Однако и этот вывод нельзя
назвать окончательным, безусловным. Общественные
отношения в связи управлением собственностью
вне сферы гражданского-правового регулирования
- предмет регулирования публично-правовых
отраслей права, прежде всего - административного,
находящегося в совместном ведении РФ
и субъектов РФ. Перед учеными в области
гражданского и административного права,
представляется, стоит задача найти критерии
разграничения понятий управления публичной
собственностью как институтов гражданского
права и административного права. Как
отмечают многие авторы, на практике иски
о взыскании с государства убытков, причиненных
незаконными действиями его органов или
должностных лиц предъявляются все чаще
(ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п.12
Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ
№6/8 отмечается, что ответчиком по такому
делу должны признаваться Российская
Федерация или соответствующий субъект
РФ в лице соответствующего финансового
или иного управомоченного органа.31
Предъявление гражданином или юридическим
лицом иска непосредственно к государственному
органу, допустившему соответствующее
нарушение, не может служить основанием
к отказу в принятии искового заявления
либо к его возвращению без рассмотрения.
В этом случае суд должен сам привлечь
в качестве ответчика по делу соответствующий
финансовый или иной управомоченный орган.
Согласно Указу Президента РФ от 8 декабря
1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе"
и постановлению Правительства РФ от 27
августа 1993 г. "О федеральном казначействе
Российской Федерации" в Российской
Федерации создана единая централизованная
система органов федерального казначейства
Минфина РФ и подчиненных ему территориальных
органов федерального казначейства в
субъектах РФ. Органы федерального казначейства
являются юридическими лицами. Именно
эти органы должны, по-видимому, представлять
Российскую Федерацию в тех случаях, когда
иски предъявляются к Российской Федерации
в целом. В субъектах РФ подобную функцию
может выполнить департамент (управление)
финансов. При удовлетворении иска
взыскание денежных сумм должно производиться
за счет средств соответствующего бюджета,
а при их отсутствии или недостаточности
- за счет иного имущества, составляющего
казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ
и ВАС РФ N 6/8).
§4
Муниципальная собственность
и право муниципальной
собственности.
Такая категория как муниципальная собственность давно известна российскому
гражданскому праву. Но, долгое время муниципальная
собственность считалась разновидностью
государственной. Отделение муниципальной
собственности от государственной было
впервые проведено в ФЗ РФ «О собственности».
Вслед за ним по тому же пути пошли и другие
законодательные акты.
В
ст. 130 Конституции РФ так же закреплено
положение, что муниципальная собственность
не является разновидностью государственной.
Она признается в РФ как одна из форм собственности
– наряду с частной, государственной и
иными – как в Конституции, так и в ГК.
Согласно
ст.215 ГК РФ муниципальная собственность
– это «имущество, принадлежащее
на праве собственности городским и сельским
поселениям, а также другим муниципальным
образованиям».32 Ссылка Согласно
п.1 ст.29 закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления» в состав муниципальной
собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного самоуправления,
а также муниципальные земли и другие
природные ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия
и организации, муниципальные банки, муниципальный
жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные
учреждения и другое имущество.33
В собственности муниципальных образований
находятся также объекты, переданные из
государственной собственности. Перечень
объектов, подлежащих передаче из государственной
собственности в муниципальную, содержится
в Приложении N 3 к постановлению Верховного
Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При
этом порядок передачи этих объектов закреплен
тем же постановлением от 27 декабря 1991
г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ
от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень
документов, который необходимо представлять
муниципальным комитетам по управлению
имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов
федеральной собственности в муниципальную,
содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996
г. N АР-18/1599.
Однако
это разъяснение не может быть
распространено на встроенно-пристроенное
помещения, построенные за счет 5- и
7-процентных отчислений от централизованных
капвложений на строительство объектов
социально-культурного и бытового
назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно
признавал их объектами муниципальной
собственности вне зависимости от обстоятельств,
указанных выше, полагая, что таков был
общий порядок финансирования строительства
объектов социально-культурного и бытового
назначения.35
В соответствии со ст.125 ГК РФ и п.2 ст.23
Закона об общих принципах организации
местного самоуправления права собственника
в отношении муниципального имущества
осуществляют органы местного самоуправления
(выборный представительный орган, выборный
глава местного самоуправления, иные выборные
должностные лица), а в случаях, предусмотренных
законами субъектов РФ и уставами муниципальных
образований, население непосредственно.
Осуществление от имени соответствующего
муниципального образования собственника
его правомочия в соответствии со своей
компетенцией не делает их собственниками
соответствующего имущества. Как и государственные
органы, органы муниципальных образований
могут выступать в имущественном обороте
и в качестве самостоятельных юридических
лиц - муниципальных учреждений, обладающих
самостоятельным вещным правом оперативного
управления на закрепленное за ними имущество
(ст. 296). Частью этого имущества - денежными
средствами - они будут отвечать по своим
обязательствам. При осуществлении ими
правомочий собственника муниципального
образования - они получают возможность
в той или иной мере распоряжаться имуществом
этого собственника, поступающим, выбывающим
или составляющим его казну, и именно имущество
казны, в первую очередь средства соответствующего
бюджета, составляет базу самостоятельной
имущественной ответственности такого
муниципального (публичного) собственника
по своим долгам. В связи с этим муниципальное
имущество, подобно государственному,
также делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК
РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями на с амостоятельных,
хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного
ведения и оперативного управления, а
другая, нераспределенная часть составляет
казну соответствующего муниципального
образования. С точки зрения интересов
имущественного оборота такое разделение
муниципального имущества имеет значение
прежде всего для обоснования раздельной
имущественной ответственности муниципального
образования и созданных им юридических
лиц по их долгам. Признав гражданскую
правосубъектность муниципалитетов, Гражданский
кодекс, однако, позволяет выступать в
гражданско-правовых отношениях только
органам местного самоуправления (п. 2
ст. 125). Тем самым муниципалитеты как институты
власти практически лишаются гражданской
правоспособности.36
Такое толкование п. 2 ст. 125 ГК РФ не соответствует
ее смыслу. В гражданско-правовых отношениях,
регулируемых указанной нормой, в качестве
их субъектов выступают именно муниципальные
образования, а органы местного самоуправления
при этом - лишь их представителями. Поэтому
участие органов местного самоуправления
в гражданско-правовых отношениях не может
снижать гражданскую правосубъектность
муниципальных образований. Аналогичный
вывод можно сделать и о соотношении правосубъектности
в гражданско-правовых отношениях Российской
Федерации и ее субъектов, с одной стороны,
и их органов государственной власти,
с другой. Наиболее важны из всех прав,
осуществляемых муниципальным образованием
как субъектом гражданских правоотношений,
права собственника муниципального имущества.
Субъектами права муниципальной собственности
выступают: органы местного самоуправления,
должностные лица местного самоуправления,
население муниципального образования.
Однако и ГК РФ, и Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
устанавливают, что права собственника
муниципального имущества осуществляются
от имени муниципального образования.
Следовательно, субъектом права муниципальной
собственности является только муниципальное
образование, а не органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления,
действующие в соответствии с законом,
и не юридические лица или граждане, действующие
по специальному поручению, которые являются
лишь представителями муниципального
образования в отношениях по поводу муниципального
имущества. Этот вывод подтверждает п.
2 ст. 212 ГК РФ, устанавливающий, что имущество
может находиться в собственности граждан
и юридических лиц, а также Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований. А. Уваров, анализируя
соотношение прав пользования и распоряжения
муниципальной собственностью, принадлежащих
населению муниципального образования
и органам (должностным лицам) местного
самоуправления, указывает: "Владение,
пользование и распоряжение муниципальной
собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции
РФ, - это прежде всего право самого населения.
Но, учитывая высокую степень декларативности
данного положения в сфере его практического
применения, уставы отдельных муниципальных
образований закрепляют передачу права
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью от населения органам
и должностным лицам местного самоуправления.
Думается, что подобные нормы не могут
трактоваться как абсолютный переход
права собственности от населения к другому
владельцу, так как, с одной стороны, власть
муниципальных органов и их должностных
лиц производна от власти местного населения,
и, следовательно, такая передача права
собственности, с точки зрения гражданского
права, не приводит к изменению муниципальной
формы собственности. С другой стороны,
появление таких норм не лишает население
возможности в любое время реализовать
это право от своего имени на местном референдуме".38
По этому поводу Е. Колюшин отмечает:
в соответствии с ГК РФ, ни субъекты Федерации,
ни муниципальные образования не могут
устанавливать особенности приобретения
и прекращения права муниципальной собственности.
Однако вывод о делегировании муниципальным
образованиям государственных полномочий
по установлению порядка приватизации,
думается, неточен. Вопросы регулирования
приобретения и прекращения права муниципальной
собственности - смены собственника муниципального
имущества относятся к гражданскому законодательству,
т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции
РФ, - к предметам ведения Российской Федерации.
Таким образом, ее субъекты не могут регулировать
своими законами особенности приобретения
и прекращения права муниципальной собственности.
При этом муниципальные образования регулируют
порядок и условия приватизации муниципального
имущества не в результате наделения их
соответствующими государственными полномочиями,
а по праву собственника муниципального
имущества.40 В отличие от норм
муниципального права, основные из которых
устанавливает Российская Федерация,
менее общие - ее субъекты, а наиболее конкретные
- муниципальные образования, полномочия
по регулированию порядка осуществления
прав муниципальной собственности распределяются
только между Российской Федерацией, которая
устанавливает соответствующие нормы
гражданского права, и муниципальным образованием,
как собственником муниципального имущества.
Заключение.
История
реформирования видов собственности
в России много раз приобретала
крайние формы. Вторым Всероссийским
съездом Советов рабочих и солдатских
депутатов, обратил все земли во всенародное
достояние и отменил существовавшие виды
прав на землю (государственная, удельная,
кабинетская, монастырская, церковная,
посессионная, майоратная, частновладельческая,
общественная, крестьянская и т.д.). Сейчас
же можно говорить о завершении новой
– современной гражданско-правовой реформы
института собственности, закрепившей
в России юридическое равенство и многообразие
форм собственности. Преодолены многие
трудности при выработке определения
права собственности, провозглашена собственность
на земельные участки - даны ответы на
принципиальные вопросы. Более того, с
принятием Земельного кодекса РФ и введением
в действие главы 17 ГК РФ решена и проблема
частной собственности на землю. Однако
на законодательном уровне урегулированы
еще не все вопросы связанные с правом
и формами собственности. Так, необходимо
принятие специального Федерального закона,
который должен определить порядок отнесения
государственного имущества к собственности
Федерации и ее субъектов. «Плохое»
сейчас законодательство или же «хорошее»? По мнению Щенникова Л.В.
«отношения собственности, не могут регулироваться
"плохими" или "средними" законами.
Законодательство о собственности может
быть только мудрым, чтобы не причинить
всем нам непоправимый вред.15 Анализируя же действующее
законодательство можно с уверенностью
сказать, что права отдельных субъектов,
как граждан, юридических лиц, так и государства,
защищены на уровне закона, в котором нашли
свое отражение принципы демократического
правового государства о праве собственности
и формах собственности.
В
рамках данной курсовой работы мы постарались
рассмотреть вопросы о том, что
собой в общем представляет собственность
и право собственности, а также все формы
собственности, которые на данный момент
закреплены в российском законодательстве,
а именно – частная, государственная и
муниципальная, а также формы права собственности
– право собственности граждан и юридических
лиц, право государственной и муниципальной
собственности. Данная тема выбранная
мною раскрыта.
Библиография:
1.Нормативно-правовые
акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993. // Рос.газ.-1993.25 дек.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть-1.ст.3301. // С.З РФ.-
1994. 5 нояб. № 32. № 51-ФЗ.
- Земельный
кодекс РФ: от 25.10.2001г. №136–ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации.
1995. 27 февр.,- №9. - Ст. 713.
- Об основах
федеральной жилищной политики: Закон
РФ от 24.12.1992г. № 4218-1 // Рос. газ.-1993.- 23 янв.
- О недрах:
Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 // В С Н Д РФ и
Верховного Совета РФ. 1992.,- №16. Ст. 834.
- О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах: ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995.,- №9. - Ст. 713.
- О собственности
в РСФСР: Закон РСФСР от 24.12.1990г. №23(с изменениями
от 24.05.1992 г.) // Ведомости съезда народных
депутатов РСФСР. –1990., - №30. - Ст. 416.
- О введении
в действие части 1. Гражданского кодекса
Российской Федерации: ФЗ от 30.11.1994г. №52-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. –1994., - №32.- Ст.123.
- Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ: ФЗ от 28.08.1995г. № 154 – ФЗ //Собрание
законодательства РФ.- 1995.,-№35.- Ст. 3506.
- О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ
Президента РФ от 22.12.1993г. N-2265 // Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации.
–1993., - №52.- Ст. 5125.
2.Специальная
литература
- Комментарий
к Гражданскому кодексу РФ для предпринимателей
: Брагинский М.И., Витрянский В.В..- М. / «Правовая
культура»,2004.-472с.
- Государственная
социалистическая собственность: учеб.
Венедиктов А.В..-М.,1989.-С.234
- Гражданское
право России: Т.1 учеб А.П. Сергеев, Ю.К.
Толстой.-.// 4-е изд., перераб. и дополн..-
М./ Проспект,2004.-610с.
- Гражданское
право россии: учеб. Мозолин В.П. Право
собственности в условиях существования
социализма.-М.:/ ПРОСПЕКТ,1990.-265с.
- Комментарий
к Гражданскому кодексу РФ: Садиков О.Н..-М./ИНФРА-М,
2005.- 778с.
- Скловский
К.И. Собственность в гражданском праве.-
М.:Дело,2003.-511с.
- Абдуллаев Н.C Государственная собственность и ее структура / Н.C
Абдуллаев // Журнал для акционеров.-2005.-№6.-С.12-16
- Игнатовский П.И Собственность?
Ее истоки в настоящем и будущем / П.И Игнатовский
// Экономист.- 2002.- №11.- С.43-54
- Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности / Е.И Колюшин
// Журнал российского права. – 2003. - №9.
- С. 81-86
- Суханов
Е.А.Общие положения о праве собственности
и других вещных правах / Е.А Суханов // Журнал
Хозяйство и право.-2005.-№6.-С.23-27
- Уваров А.А. Муниципальная
собственность: проблемы формирования
и управления / А.А Уваров // Журнал российского
права. – 2005. - №3/4. - С. 33-39
- Щенникова
Л.В. Право собственности в гражданском
законодательстве России / Л.В Щенникова
// Законодательство РФ. - №1. - январь 2004
г. – С.41-47
3.Судебная
и арбитражная практика
- Информационное
письмо Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 22.12.2005 г. N 101"/ опубликован
в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации", 2006 г., N 4.
- По делу о
проверке конституционности положения
абзаца третьего части первой статьи 446
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации в связи с жалобами
граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна: постановление
Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007
г. N 10-П
/ «Электронный ресурс» Система Гарант.
Версия проф.
- По делу о
проверке конституционности положений
пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского
кодекса Российской Федерации в связи
с жалобами общества с ограниченной ответственностью
"Агентство корпоративной безопасности"
и гражданина В.В. Макеева: постановление
Конституционного Суда РФ от 23 января
2007 г. N 1-П/
«Электронный ресурс» Система Гарант.
Версия проф.
- Заявление
ОАО о признании недействительным решения
ИФНС в части доначисления земельного
налога удовлетворено, поскольку, в частности,
судом установлено и материалами дела
подтверждается наличие у ОАО всех необходимых
документов для обоснования права на льготу
по земельному налогу: форм, свидетельства
о праве собственности, копии генерального
плана, а также перечня зданий и сооружений,
машин и оборудования, средств транспортных и производственного инвентаря, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения: постановление
Федерального арбитражного суда Северо-Западного
округа от 31.07.2007 г. N А56-44558/2005 // «Электронный
источник». Система ГАРАНТ.