Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения. В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство – с другой, принимают на себя обязательство следовать праву.[1]
Введение
Глава 1. Реализация права.
1.1. Понятие и признаки реализации права
1.2. Формы реализации права: понятие, специфика
1.3. Применение права
Глава 2. Проблемы в реализации права
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
Отечественная юридическая наука и практика долгое время не принимали в расчёт субъективную сторону проблемы реализации права. Считалось, что достаточно принятый закон снабдить санкциями, чтобы он оказался работающим. Однако уже психологическая школа права убедительно доказала, что право – это не только то, что выражено в нормах права, но и то, что воспринято психически сознанием человека, что руководит и направляет его действия. Без «соприкосновения» (восприятия) с сознанием человека, его внутренним миром норма права не может воплотиться в реальные действия.
Значит, реализация права предполагает наличие определённых условий (качественного законодательства, высокой правовой культуры населения) и механизмов (юридических процедур), которые бы побуждали адресатов норм действовать в согласии с их требованиями.[10] Следовательно, в современных условиях государство не должно обходиться обещанием наград и угроз прибегнуть к принуждению. И то и другое чрезмерно обременительно для общества.
Таким образом, реализация права представляет собой обязательное условие существования права, без которого бы оно утратило свой социальный смысл[11].
Реализация субъективного и объективного права играет существенную роль в социальном прогрессе, развитии и совершенствовании общественных отношений. Право как явление цивилизации и культуры серьезнейшим образом способствует творческому развитию личности, удовлетворению ее духовных и материальных потребностей, реализации основных прав и свобод.
1.2 Формы реализации права
Многообразие правовых норм, способов их формулирования в законе, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых происходит их реализация, определяет и многообразие форм реализации права.
Правовые нормы реализуются в различных формах, что обуславливается рядом обстоятельств:
- разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом;
- различием средств воздействия права на поведение людей;
- спецификой содержания норм права;
- положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям;
- формой внешнего проявления правомерного поведения[12].
Юридическая литература проводит классификацию форм реализации права по различным критериям.
С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:
а) реализацию общих установлений содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;
б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. Одни правовые требования субъект права может реализовать самостоятельно, единолично (право граждан на реализацию своего избирательного права, право на труд, на образование и т.д.), реализация других предписаний требует объединения субъектов права, их взаимодействие с целью получения конкретного правового результата (например, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов[13]).
В зависимости от способов правового регулирования – запрещения, позитивного обязывания и дозволения и соответствующих им видам правовых норм - запрещающих, обязывающих и управомачивающих, принято выделять три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование. В некоторых источниках наряду с вышеперечисленными формами реализации права указывается и применение права, как одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Однако нет однозначного мнения по поводу правовой характеристики данной формы реализации права: в ряде источников правоприменение рассматривается как особый способ осуществления права, принципиально отличающийся от реализации права.
Соблюдение права
Соблюдение права заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещённых нормой права действий. Эта форма реализации права связана с реализацией норм-запретов (запрещающих норм). Сущность данной формы реализации права состоит в том, что субъект права воздерживается от совершения действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещённых правовыми нормами, граждане реализуют требования этих норм. Специфика данной формы реализации права состоит в том, что соблюдение предполагает пассивное поведение и всегда связано с осуществлением запрещающих норм[14]. Соблюдение правовых запретов происходит в основном под угрозой наступления отрицательных для субъекта последствий в случае их нарушения, которые установлены санкциями. В большинстве случае соблюдение права не фиксируется, а осуществляется «обыденно», повседневно. Именно поэтому соблюдение права не носит ярко выраженного юридического характера.
Так, участники дорожного движения – пешеходы и водители автотранспортных средств – обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора; лица, заключающие договор страхования, обязаны воздерживаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков от участия в играх, лотереях и пари; страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников[15]. В соответствии с Федеральным Законом от 31 июня 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» (ст.---) государственным служащим запрещено замещать другую должность (по совместительству) или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» (ст.11) члены Правительства РФ не могут быть членами Совета Федерации, депутатами представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а равно занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Во всех этих случаях адресованные указанным лицам запреты могут быть реализованы исключительно в форме соблюдения.
Исполнение права
Исполнение права – это осуществление субъектом права своих юридических обязанностей, закреплённых в нормативно-правовых актах. Исполнение права предполагает осуществление обязывающих правовых норм. Если для соблюдения права достаточно не совершать определённых действий, то исполнение всегда предполагает совершение обязанной стороной правоотношения активных действий.
Например, юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций совершать определенные действия (выполнение гражданами своих обязанностей, возложенных на него законом). Так, продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже[16]; арендодатель обязан передать нанимателю имущество на оговорённых договором условиях[17]; процессуальные законы устанавливают, что суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства; заслушать показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства[18].
Особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные юридическими нормами.
Побудительные мотивы могут быть разными для осуществления юридических обязанностей субъектами права. Это и осознание своего общественного долга перед обществом и государством, и страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения правовых норм, и желание получить определенные выгоды – быть морально или материально поощренным.
Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм являются одними из важнейших и необходимых предпосылок для утверждения в стране прочной законности и стабильного правопорядка. Эти формы реализации правовых норм тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Например, руководитель предприятия, исполняя возложенные на него нормами права обязанности, тем самым соблюдает действующее законодательство.
Использование права
Использование субъективных прав – это осуществление субъектами своих индивидуальных прав, которые закреплены в нормативно-правовых актах. Использование права – чаще всего активное правомерное поведение субъекта права, использующего свои права. Путём использования реализуются управомачивающие нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах. Обладатель права в этом случае совершает какие-либо действия (заключает сделки, собственник передаёт своё имущество в аренду, доверительное управление, может его завещать, дарить, продать и совершать иные дозволенные ему действия). По действующему гражданско-процессуальному закону кассационная жалоба на судебное решение (в гражданском деле) может быть подана в течение 10 дней после оглашения решения сторонам, их представителям и иным лицам, которые принимают участие в деле (ст.338 ГПК РФ). В соответствии с ч.7 ст.259 УПК РФ ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подаётся сторонами в письменном виде в течение трёх суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам.
Однако использование возможно и путём несовершения определённых действий: отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания (ст.46,47 УПК РФ), право свидетеля отказаться свидетельствовать против самого себя и близких родственников (ст.51 Конституции РФ, ч.4 ст.56 УПК РФ), отказ обладателя активного избирательного права от участия в голосовании и др.
При использовании своих субъективных прав граждане свободно выбирают сферу своей деятельности в рамках закона для достижения тех или иных целей. При этом государство обязуется гарантировать провозглашенные права и свободы, создавая необходимые условия для реализации этих прав с тем, чтобы гражданин мог полнее осуществлять свои права[19].
Особенность такой формы реализации права как использование заключается и в том, что субъективное право может быть осуществлено:
а) путём собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует её по прямому назначению – художник передаёт написанную им картину в музей или отчуждает её в пользу другого лица);
б) юридических действий – передача вещи в залог, дарение, продажа, путём предъявления требования к обязанному лицу вернуть принадлежащую вещь;
в) посредством притязания – обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (если должник не возвращает кредитору долг добровольно по условиям договора)[20].
В соответствии с действующим законодательством органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица в рамках своих полномочий также осуществляют юридические права, реализация которых имеет свои особенности. При этом осуществление данных правомочий не должно противоречить их правовому статусу, закрепленному действующим законодательством. Тем не менее осуществление правомочий должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями значительно отличается от использования прав гражданами, так как это является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).
1.3 Применение права
Соотношение понятий применения права и реализации права не находит единого отражения в юридической литературе. Применение права – наиболее сложная форма реализации правовых норм[21], мнения авторов относительно природы данного явления неоднозначны. В одних источниках правопримение охарактеризовано как способ осуществления права, принципиально отличающийся от реализации права юридической природой, назначением, субъектным составом, местом и ролью в механизме действия права[22], в других – применение права рассматривается как особая форма его реализации[23]. В своей курсовой работе я буду придерживаться первой точки зрения и исследую вопрос юридической природы применения права, его соотношения с реализацией права и специфических особенностей, отличающих данную деятельность от форм реализации права.
Правоприменение – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. Данный признак указывает на два обстоятельства:
Субъектами применения права выступают преимущественно (или исключительно) государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане).
Применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность – существенный отличительный признак применения права.
Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений. Это и реализация права на выдвижение кандидатов в депутаты, участие в референдуме, совершение гражданами односторонних сделок, реализация ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Решение, принятое, например, гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (окружной избирательной комиссией).
В то же время природа властных действий граждан в отличие от деятельности должностных лиц государства, применяющих право, несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий.
Главная отличительная особенность применения права заключается в том, что оно носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение хода правового регулирования правового поведения граждан и организаций (эта особенность наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло, одним из наиболее признанных авторитетов в исследовании данной проблемы). Назначение правоприменения, следовательно, сводится к тому, что оно выступает вслед за правом (общим правовым регулированием) средством индивидуальной правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия, вклиниваясь в механизм правового регулирования, конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования. Наверное, поэтому С.С.Алексеев утверждал, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает собой властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям.