Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Работа содержит 1 файл

формы правления.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая представляет определенное   соотношение полномочий президента – главы  государства,  парламента  –  законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором  в  руках президента соединяются полномочия главы государства и главы   правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина,  Мексика, Бразилия  и  др.  В  республике  данного  вида  государственное   управление строится по  принципу  жесткого  разделения  властей.  Президент  управляет, парламент (конгресс,  национальное  собрание  и  т.д.)  принимает  законы.

     Наиболее  характерные черты президентской  республики:

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

     Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) – через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. 
Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов.

     Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

     В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

     В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

     В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами  не существует. Их сближают общие задачи и цели.

     По  историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства-полисы – Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, 
России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.

     Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни. Однако нельзя не  учитывать и  недостатки  президентских  республик –  сосредоточение непомерной власти в  руках  президента  ведет  в  случае  его

болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти,  политическим тупикам. Одному человеку не  просто  своевременно  и  качественно  принимать многочисленные политические решения, «горлышко  политической  бутылки»  в подобных  ситуациях  оказывается  очень  узким.  Вот  почему  объективно   в президентских  республиках   должна   существовать   мощная   «президентская команда»  –  структура,  помогающая  президенту  по  всем  направлениям  его деятельности. В данную структуру входят: администрации,  управления  делами, комиссии, комитеты, аналитические центры,  представители и т.д.

     Иногда  встречаются   смешанные   формы   правления,   парламентско-президентские,  которые  не  укладываются  четко  в  основную  классификацию республик,  а  дают   своеобразный   синтез,   сочетание   президентской   и парламентской властей, которое может быть различным. Однако такое сочетание бывает  различным.  Например, смешение   признаков президентской   и парламентской властей находит отражение в наличии сильной президентской власти  при  сохранении  некоторых признаков  парламентской  формы  правления  –  таких,  как   наличие   поста председателя правительства, возможность отстранить от  власти  правительство парламентом,   роспуск   парламента    президентом, и наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Форма правления Республики Беларусь
 

     Республика  Беларусь – унитарное демократическое социально-правовое государство. По форме правления Беларусь – президентская республика. На ее территории действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми народом на Референдуме 24 ноября 1996 года. В основу государственного управления положен принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

     Президент Республики Беларусь и нижняя палата Национального Собрания (парламента) избираются всенародным голосованием. Верхняя палата – Совет республики – формируется местными органами власти и президентом.

     Президент Республики Беларусь формирует Совет  Министров. Он определяет структуру  правительства, назначает премьер-министра (с согласия Палаты представителей), а также его заместителей, министров и других членов правительства. Кроме того, с согласия Совета республики Президент назначает Председателя Конституционного Суда, председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора и целый ряд других высших должностных лиц.

     Парламент Республики Беларусь дает (или не дает) согласие Президенту на назначение премьер-министра, заслушивает доклады премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет ее. Кроме того, Палата представителей может выразить вотум недоверия правительству. В этом случае Президент в десятидневный срок должен принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске Палаты представителей.

     В процессе принятия законов Президент, Палата представителей и Совет республики общаются между собой. Для этого предусмотрен особый порядок. Палата представителей принимает какой-либо закон и отправляет его в течение пяти дней на рассмотрение в Совет республики. Если Совет республики также одобряет закон, он передается на подпись Президенту. Если и у него нет возражений, закон подписывается и вступает в силу. Конечно, не всегда эта процедура осуществляется так гладко. Если Совет республики или Президент не одобряют закон, принятый Палатой представителей, Конституция предусматривает процедуру согласования позиций всех участников этого процесса.

     Президент может распустить парламент в  случаях, которые оговорены в  Конституции. Это может, например, произойти  с Палатой представителей, если она дважды отклонила предложенную на утверждение кандидатуру премьер-министра. Со своей стороны и парламент может досрочно освободить Президента от должности в некоторых, оговоренных в Конституции, случаях (например, в случае государственной измены или другого тяжкого преступления). Последовательность и сроки такой процедуры также оговорены в Конституции.

     Таким образом, мы видим, что форма правления  в Республике Беларусь ближе к  модели президентской республики, хотя Президент и парламент связаны друг с другом некоторыми взаимными обязательствами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе я рассмотрела республику как форму правления. Республика (от лат. res publica — общественное дело) – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

       В заключение можно сделать  вывод, что республика как форма правления отличается следующими признаками:

     1) выборностью органов государственной  власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

     2) наличием выборного на определенный срок главы государства;

     3) производным характером государственной  власти, которая пользуется властными  полномочиями не по собственному  праву, а по поручению суверенного народа;

     4) юридической ответственностью главы государства. 
 Существует 2 основных вида республики: президентская и парламентская.

     Отличительными  чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

     Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Антонова Н.Б., Организационная структура государственного управления: курс лекций. Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Мн.: Акад. упр. При Президент. Респ. Беларусь, 2005.
  2. Основы права: курс лекций/ И.И. Шматков [и др.]. – Витебск: УО «ВГТУ», 2009.
  3. Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: «Новый  Юрист», 1998.
  4. Вишневский, «Общая теория права государства и права»Учебник, под.ред.Вишневский, Горбатюк, Кучинский,:Мн. 2001.
  5. Конституционное  право  зарубежных  стран.  Общая  часть.  Особенная часть. Под ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК. 1996.
  6. Официальные сайты Республики Беларусь

     

Информация о работе Формы правления