Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:51, курсовая работа
В работе рассмотрены различные источники и виды права, существующие на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовые акты, юридические прецеденты и правовые обычаи, раскрыто понятие «источники права» и «формы права, взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел.
Введение
1.Определение форм (источников) права.
2.Классификация форм (источников) права.
3.Нормативно-правовой акт как основная форма права. Классификация нормативно-правовых актов.
4.Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц.
Заключение.
Список литературы
Нормативно-правовой акт характеризуется такими признаками:
1) утверждается или санкционируется уполномоченнми органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением;
2) имеет внешню форму в виде определенного письменного документа;
3) включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие;
4) принимается в соответствии с определенной процедурой;
5) имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования;
6) придает воле народа официальный характер.
От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов.
Правовой прецедент - это такая форма права, когда конкретному решению суда или административного органа придается нормативный характер, и оно является обязательным для всех аналогичных дел.
В зависимости от того, кто принимает это решение, правовой прецедент подразделяется на судебный и административный. Правовой прецедент иногда называют правом, которое создано судом.
Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio desidendi». Из прецедента могут постепенно складываться и нормы законов.
В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев - отсылка к ним в тексте законов.
Иногда бывает чрезвычайно сложно сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай «кровной мести» - принцип талиона – «зуб за зуб», «око за око». В последнее время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с тем он существует у многих народов. В прошлые столетия был распространенным обычай - вызов на дуэль за унижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовал долгое время, пока общество и государство не убедились в том, что он приносит большой вред, поэтому он был запрещен в царской России и в других странах мира.
В России правовые обычаи были очень распространены, начиная с древних времен, особенно в период козацкой республики на Запорожье и до 20-х годов 20-ого столетия. Много примеров правовых обычаев приведено в произведении П.Кулиша «Черная Рада». Они касались организации проведения козацкой рады, выборов кошевого отамана, Гетьмана, определения наказаний козакам, которые нарушали войсковую дисциплину, занимались кражами или не отдавали долга.
В годы Советской власти правовые обычаи были заменены системой писаного права - нормативно-правовыми актами. В последнее время снова появляется интерес к этой форме права, которая, по сути, связана с природными правами человека и обусловлена системами местного самоуправления.
Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В.М.Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В.М.Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.[6]
Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.
Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.
Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.
С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражланских прав и обязанностей. В условиях становления в России рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора, поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1)равенства; 2)автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3)имущественной ответственности за нарушение обязательства.
Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства - Гражданский кодекс - посвятил договору главу.
Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора.
Иногда эту форму права называют договор с нормативно-правовым содержанием. Это такая форма права, в которой закрепляются юридические права и обязанности участников общественных отношений, условия и содержание, юридическая ответственность сторон.
Нормативно-правовые договоры делятся на два вида: 1) договоры, которые заключаються между предприятиями, организациями и гражданами.
Второй вид договоров можно разделить также на два вида:
1) договоры, которые заключаются между Россией и другими государствами или отдельными государственными органами. Эти договоры изучаются международным правом. Они, как правило, ратифицируются Федеральным собранием России. Например, Договор о Содружестве Независимых Государств (1991г.), которое было создано на основе бывшего Советского Союза после его распада;
2) договоры (соглашения), которые имеют частный международно-правовой характер. Эти договоры заключаются между предприятиями и организациями России и зарубежных стран. Такие договоры можно заключить не только между предприятиями, но и между гражданскими и политическими организациям.
Договоров, которые заключаются между предприятиями и гражданами России достаточно много. Они имеют правовой характер и учитываются, как юридический документ (акт) при рассмотрении споров в Арбитражном Суде (между предприятиями и организациями) и в судах общей юрисдикции, если участником такого договора является гражданин.
В качестве примера нормативно-правового договора можно рассмотреть договор в гражданском праве и конституционный договор.
Товарно-денежный характер отношений экономического оборота предполагает, что реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его производство. Такие затраты, в свою очередь, определяются с учетом существующего на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением. Правильный учет спроса и предложения и выявление на их основе общественно необходимых затрат на производство товара могут быть осуществленны только в результате достигнутого соглашения между товаропроизводителем и потребителем. Формой такого соглашения и выступает договор как выражение общей воли товаропроизводителя и потребителя.
Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это порождает общий интерес сторон в заключение договора и его надлежащем исполнении.[7] Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств.
Договор в гражданском праве - это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. Он также обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.
Конституционный договор в практике мирового конституционализма является одним из важнейших источников права, прежде всего, государственного права. Одновременно с Конституцией данный вид договоров является основой, сердцевиной, национального законодательства, на основе которого развиваются и функционируют все другие отрасли правовой системы государства.
Еще в давние времена подобные договоры заключались между представительским органом и князем (королем), которые определяли основу их взаимоотношений, права и обязанности сторон. Как способ разрешения проблем конституционный договор по своей сути является тем источником права, который создают различные субъекты конституционно-правовых отношений.
Ему присущи специфические признаки, которые отличают его от иных правовых документов. Среди них, прежде всего:
1) предмет (объект) конституционного договора, которым являются основополагающие, определяющие принципы полновластия народа, т.е.: кому в России принадлежит вся полнота власти, какой механизм ее реализации;
2) субъекты (стороны) конституционного договора, которыми являются наивысшие органы соответствующих ветвей государственной власти;
3) временный характер его срок действия и возможность пролонгации или досрочного приостановления действия, которого определяется в самом договоре;
4) временное приостановление действия конституционных положений, которые противоречат позициям конституционного договора;
5) особенность закрепления нормативно-правового материала, среди которого важное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции, юридические конструкции, «обычные нормативные принципы».[8]