Формы (источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Вопросы источников, так сказать природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права
ГЛАВА 2. Виды форм права
ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

Широкому использованию  нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность  централизовано регулировать различные  общественные отношения, быстро реагировать  на изменения потребностей общественного  развития, четкость и доступность  изложения выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно  и оперативно знакомить с их содержанием  население.

Нормативно-правовой акт  принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком  нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, из- меняет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативно-правовые акты принимаются  в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном  порядке установлен – но наименование.

Нормативно-правовой акт  – это «кирпичик» действующей  в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует  отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты –  это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных  и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации  брака, договор купли-продажи, постановление  о наложении штрафа и т.д.). Среди  индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные  акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны  для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).

Таким образом, можно выделить следующие  признаки нормативно-правовых актов:

1) нормативные акты есть результат  правотворческой деятельности компетентных  органов и должностных лиц  государства, а также уполномоченных  на то общественных объединений  и организаций; 

2) они содержат в себе общеобязательные  правила поведения (нормы);

3) содержащиеся в них предписания  являются выражением государственной  воли;

4) принимаются и реализуются  в особом процессуальном порядке; 

5) имеют строго определенную  документальную форму и реквизиты,  порядок вступления в силу  и сферу действия;

6) направлены на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений,  в то время как акты применения  норм права касаются в основном  лишь конкретных жизненных случаев,  ситуаций, обстоятельств; 

7) рассчитаны на постоянное либо  длительное действие, тогда как  правоприменительные акты – на  однократную реализацию;

8) нормативные акты не персонифицированы,  адресуются либо ко всем, либо  к неопределенно большому числу  субъектов, а акт применения  правовой нормы имеет конкретного  адресата;

9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

 

ГЛАВА 3. Система нормативных актов  в Российской Федерации

 

Все нормативно-правовые акты функционируют  как единая система. Эта система  характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и  институтам.5

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления, а также акты прямого  народного волеизъявления, т.е. референдумы. Такое их разнообразие обусловлено  федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими  обстоятельствами, служащими основаниями  для их классификации.

В зависимости  от особенности правового положения  субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • нормативные акты законодательных органов;
  • нормативные акты исполнительных органов;
  • нормативные акты правоохранительных органов;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • нормативные акты контрольно-надзорных органов;
  • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости  от сферы действия нормативные акты делятся на:

  • общефедеральные;
  • акты субъектов Федерации;
  • акты органов местного самоуправления.

В зависимости  от срока действия различают:

  • акты неопределенно длительного действия;
  • временные акты.

В зависимости  от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • принятые государством;
  • санкционированные государством;
  • признанные государством.

По  юридической силе нормативно-правовые акты классифицируют:

  • законы;
  • подзаконные нормативные акты.

Таким образом, общему построению системы  законодательств в любом государстве  свойственно деление на законы и  подзаконные нормативно- правовые акты. Такое деление отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержание законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения  по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

 

Заключение

 

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В  них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.        

Например, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные  правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а  также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися  правоведами того времени.

Юридическими  источниками феодального права  были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных  ученых-юристов.

Пришедшая к власти буржуазия сохраняет  в отдельных странах юридическую  значимость судебной практики, религиозных  норм и обычаев. Но, постепенно, в  связи с укреплением государственных  начал в управлении обществом  в качестве основной формы права  становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.

Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права  определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.

 

Список литературы

 

  1. Гольцова И.Ф. Теория государства и права: Самара,1999
  2. Гольцова И.Ф. Экономическая теория: Самара,2000
  3. Жинкин С.А. Теория государства и права: Ростов н/Д: Изд.: «Феникс», 2003
  4. Конституция Российской Федерации, М.
  5. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2000

6.       Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.:1997

1 Жинкин С.А. Теория государства и права: Ростов н/Д: Изд.: «Феникс», 2003

2 Гольцова И.Ф. Теория государства и права: Самара,1999

3 Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.:1997

4 Жинкин С.А. Теория государства и права: Ростов н/Д: Изд.: «Феникс», 2003

5 Гольцова И.Ф. Экономическая теория: Самара,2000


Информация о работе Формы (источники) права