Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа
Целью написания данной курсовой является анализ форм права и нормативно-правовых актов как источников права.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие форм права и их видов……………………………………………..5
1.1. Понятие форм права……………………………………………………..5
1.2. Классификация источников права……………………………………...8
2. Виды нормативно-правовых актов…………………………………………14
2.1.Общая характеристика нормативно-правовых актов…………………14
2.2. Основные нормативно-правовые акты……………………………......18
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………………………………………………………………....25
3.1. Действие нормативно-правовых актов во времени…………………..25
3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве…………........29
3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц………………....31
Заключение………………………………………………………………………33
Литература……………………………………………………………………….35
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Законы Российской Федерации принимаются в виде:
- законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется, следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента Российской Федерации заключается в подписании закона в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.
По своему содержанию
подзаконные акты, как правило, являются
актами различных органов
1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.
2. Местные подзаконные
акты. Это нормативно-правовые акты
органов представительной и
3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством.
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.
Подзаконными нормативными актами являются: 7
Акты Президента Российской
Федерации принимаются в форме
указов и распоряжений и не могут
противоречить Конституции
Акты Правительства
Российской Федерации принимаются
в форме постановлений и
Акты федеральных органов испол
Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.
Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п. К числу этих актов относятся акты представительных населенных пунктов, акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). 8
Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.
В соответствий с указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.
В заключении можно отметить, что регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности. Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
3.1. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:
1. С какого времени, и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
2. На какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);
3. Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
Действие нормативно-правовых актов — это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.
Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.
Нормативно-правовые акты вступают в силу:
а) С момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в силу.
б) С момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте.
в) С момента опубликования нормативно-правового акта.
г) Нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента опубликования.
д) С момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.
Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу:
а) вследствие окончания обусловленного периода действия;
б) вследствие изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;
в) вследствие отмены данного акта иным или специально предназначенным актом.
Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается: