Формы и источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой является анализ форм права и нормативно-правовых актов как источников права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие форм права и их видов……………………………………………..5
1.1. Понятие форм права……………………………………………………..5
1.2. Классификация источников права……………………………………...8
2. Виды нормативно-правовых актов…………………………………………14
2.1.Общая характеристика нормативно-правовых актов…………………14
2.2. Основные нормативно-правовые акты……………………………......18
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………………………………………………………………....25
3.1. Действие нормативно-правовых актов во времени…………………..25
3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве…………........29
3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц………………....31
Заключение………………………………………………………………………33
Литература……………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

_formy_istochniki_prava.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

По объему и  характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

—   на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений  определенного вида на данной территории;

—  на акты ограниченного  действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

—   на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По юридической  силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

Закон - это главный и  преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

  1. Законы принимаются только законодательными органами государственной власти или народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных нормативно-правовых актов  не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные нормативно-правовые акты  призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в  системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Законы Российской Федерации  принимаются в виде:

- законов Российской  Федерации  о поправках к  Конституции РФ;

- федеральных конституционных  законов;

- федеральных законов  (в том числе кодексов).

Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется, следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента Российской Федерации заключается в подписании закона в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные  акты.   Это нормативно-правовые  акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.

2. Местные подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты  органов представительной и исполнительной  власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления.

3.  Ведомственные  нормативно-правовые акты (приказы,  инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством.

4.  Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

Подзаконными  нормативными актами являются: 7

Акты Президента Российской Федерации  принимаются в форме  указов и распоряжений и не могут  противоречить Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Акты Правительства  Российской Федерации принимаются  в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить  Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, актам  Президента Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации.

Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента, но и постановлений Правительства Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Особенность их в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства, поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.

Акты субъектов  федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п. К числу этих актов относятся акты представительных населенных пунктов, акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

Локальные нормативные  акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). 8

Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.

В соответствий с указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

В заключении можно отметить, что регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности. Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 

 

 

 

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

3.1. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени

 

Для  практики  имеет  непосредственное  значение  проблема  пределов  действия  нормативно-правовых  актов. Она  включает  в  себя  три  вопроса:

1. С  какого  времени,  и на  какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие  во  времени);

2. На  какую  территорию  он  распространяет  свое  регулирующее  влияние  (действие  в  пространстве);

3.  Каковы  его адресаты (действие  по  кругу лиц).

Действие  нормативно-правовых  актов — это  их  фактическое  влияние  на  общественные  отношения. Каждый  нормативно-правовой  акт  предназначен  для  регулирования  определенных  социальных  ситуаций, поэтому  установление  границ  его  действия  является  необходимым  условием  обеспечения  правомерности  использования  и  применения  предписаний, которые  составляют  содержание  этого  акта.

Действие  нормативно-правовых  актов  во  времени  ограничено  моментом  приобретения  ими  юридической  силы  и  моментом  ее  утраты.

Нормативно-правовые  акты  вступают  в  силу:

а) С  момента, указанного  в самом нормативном акте, согласно  которому  этот  нормативно-правовой  акт  вступает  в  силу.

б) С  момента принятия  или  подписания, указанных, как  правило, в  самом  нормативно-правовом  акте.

в)  С  момента опубликования нормативно-правового  акта.

г)  Нормативно-правовые  акты, в  которых  в  той  или  иной  форме  не  указан  момент  вступления  в  силу,  приобретают  ее  на  всей  территории России  одновременно  после  окончания  10-дневного  срока  с  момента  опубликования.

д) С  момента, когда они дошли до  адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые  акты  теряют  юридическую  силу:

а)  вследствие  окончания  обусловленного  периода  действия;

б) вследствие  изменения  обстоятельств, для  урегулирования  которых  они  были  предназначены;

в) вследствие  отмены  данного  акта  иным  или  специально  предназначенным  актом.

Действие  новопринятых  нормативно-правовых  актов  распространяется  на  отношения,  которые возникают после приобретения  ими юридической силы. Только  в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых  актов попадают  отношения,  которые  возникли  до  вступления  в  законную  силу.  Это  касается:

Информация о работе Формы и источники права