Формы и источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы. Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды источников права.
2. Особенности нормативно-правового акта как источника. права.
2.1. Виды нормативно-правовых актов.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного  акта. Оно утверждается определенными  правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о  военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной  работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приведение их в единую, согласованную систему.

Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.

Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки  содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.

Правда, инкорпорация может  оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную . и неофициальную ..

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации.

В рамках официальной  инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена  хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это - Ведомости Верх. Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической  систематизации нормативных актов  некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регулировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной предметной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Ранее действовавшие  нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.

Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества  и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства.

Заключение

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве 534 0.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве  России? Во-первых, при улучшении  форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность  в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В  этом акте надлежит подчеркнуть, что  сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву...

В-третьих, в нем полезно  нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция 535 0. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

ПРИМЕЧАНИЯИЯ

1. Муромцев Г.И. Источники  права (теоретические аспекты  проблемы).//Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.

2. Александров Н.Г.  Понятие источника права.//Ученые  труды ВИЮН. вып.VIII, М.,1946; Кечекьян  С.Ф. О понятии источника права.//Ученые  записки МГУ. Вып.116. М.,1946.

3. Мицкевич А.В. Акты  высших органов Советского государства.  М.,1967; Пяткина С.А. О теории источников права в английской юриспруденции.//Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып.19; Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М.,1975; Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.,1979, и др.

4. Кечекьян С.Ф. Указ.соч. С.3.

5. Муромцев Г.И. Указ.соч.  С.25.

6. Зивс С.Л. Развитие  формы права в современных  империалистических государствах. М.,1960; Шебанов А.Ф. Форма советского  права. М.,1960.

7. Зивс С.Л. Источники  права. М.,1982; Государство и право в развивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985.

8. Философский энциклопедический  словарь. М., 1983. С.621.

9. Общая теория права.  Н.Новгород, 1993. С.248.

10. Проблемы теории  государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.327.

11. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.249.

12. Александров Н.Г.  Понятие источника права.//Ученые  труды ВИЮН. вып.VIII, М.,1946.

13. Зивс С.Л. Источники  права. М.: Наука, 1981.

14. Проблемы теории  государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.329.

15. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. 1981. N 3. С.128.

16. Общая теория права.  Н.Новгород, 1993. С.251.

17. Проблемы теории  государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.330.

18. Зивс С.Л. Источники  права. М., 1981. С.152-181.

19. Даниленко Г.М. Обычай  в современном международном  праве. М., 1988. С. 80-103.

20. Общая теория права.  Н.Новгород, 1993. С.254.

21. Общая теория права.  Н.Новгород, 1993. С.254-255.

22. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина  как источник мусульманского  права.// Источники права. М., 1985. С. 65-83.

23. Общая теория права.  Н.Новгород, 1993. С.255.

24. Ведомости Верховного Совета  СССР. 1986. N 37. Ст.772.

25. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.258.

26. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование  гражданского общества.//Советское государство и право. 1991. N 8. С.25.

27. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.260.

28. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.311.

29. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.31 23 

30. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток, 1994. С.23.

31. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.33 23 0.

32. Проблемы теории государства  и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.351.

33. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.338.

34. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.262-263.

35. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.264.


Информация о работе Формы и источники права