Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Содержание

Введение .................................................................................... 3
Формы государственного устройства…………………...…... 4
Заключение ................................................................................ 21
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство обрffазования и науки Российской Федерации.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

в Азии – Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;

в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд.

 Монархии подразделяются  на абсолютные (неограниченные) и  ограниченные. Монархия называется  абсолютной, если верховную государственную  власть единолично осуществляет  глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не  ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.

Например, история знает  много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия –  в период правления династии Стюартов, Франция – при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в ее «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива.

Например, Бутан, Бруней – самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как  форма правления существует также  в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

 Ограниченная монархия –  это такая форма правления,  при которой власть монарха  ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

 Дуалистическая монархия  – это переходная форма правления  от абсолютной к парламентарной  монархии. Она характеризуется следующими  основными признаками:

монарх выполняет функции реального  главы государства;

наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);

некоторые члены парламента назначаются  монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

члены правительства назначаются  монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.

 Дуалистическими монархиями  на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал. Парламентарная  монархия – это такая форма  правления, где власть монарха  ограничена парламентом. Признаками  парламентарной монархии являются:

наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);

парламент избирается народом;

правительство формирует  партия, завоевавшая большинство  мест в парламенте;

правительство несет  ответственность перед парламентом;

действует принцип разделения властей;

властные функции монарха  ограничены и в основном носят  церемониальный характер (представление  государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных  наград и т. д.).

 В настоящее время  парламентарными монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

Республика – это  такая форма правления, при которой  высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок.

Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.

 

Республика как форма  правления возникла только в конце XVIII в. (лат. res publika – «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах.

 Республиканская форма  правления предполагала осуществление  управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть.

В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

 Республики подразделяются  на президентские и парламентские. 

Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

 В президентских  республиках глава государства  – президент избирается на  определенный срок: путем прямых  выборов гражданами государства  (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России – 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

 

В парламентских республиках  исполнительная власть возглавляется  премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом  и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте.

 Это может быть, с одной стороны, достоинством  такой формы правления, но, с  другой стороны, и недостатком.  Дело в том, что при отсутствии  прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

 Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются  черты парламентской и президентской  форм правления. 

При смешанной форме  правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который  наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

В Российской Федерации  существует республиканская форма  правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Российской Федерации  присуще черты как президентской, так и парламентской республики.

 

Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии  Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении  Президента Российской Федерации от должности в случае государственной  измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Форма государственного устройства

 Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

 Унитарное государство  (от латинского unitas – «единство») – это единое государство,  не имеющее в своем составе  иных государственных образований  на правах его субъектов. Такое  государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом.

Органы власти административно-территориальных  образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам  государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др).

В унитарном государстве  – единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное  управление осуществляется единым центром. Административно- территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

 Разновидностью унитарных  государств можно считать государства,  в которых при наличии единой  территории имеются автономные  образования.  Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др.

 Федеративное государство  характеризуется сложной формой  территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами).

Поэтому современное  понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

 

 Все субъекты федерации  являются равноправными ее членами.  Наряду с общими для всех  членов федерации федеральными  высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

 Важным признаком  федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.

 Выделяют различные  виды федераций: 

дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;

национально-территориальные  федерации;

договорно-конституционные федерации;

симметричные федерации;

асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается  принцип равенства субъектов  федерации.

 

 Основной проблемой  любой федерации является разграничение  предметов ведения и полномочий  между федеральным центром и  субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации.

Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными  договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства.

Например, Конституция  Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации , предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации.

 Согласно Конституции  Российская Федерация состоит  из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

 Федеративное устройство  Российской Федерации основано  на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

 

 Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет  собой союз нескольких самостоятельных  государств, образованный, как правило,  на основе договора, для достижения  определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Информация о работе Формы государственного устройства