Формы государственного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:11, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное изучение государственного принуждения, как метода управления.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1) проанализировать методы осуществления государственной власти,
2) изучить государственное принуждение как метод управления,
3) дать характеристику принципам осуществления государственного принуждения
4) обозначить виды и формы государственного принуждения
5) исследовать отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения

Содержание

Введение 5
Глава 1. Содержание института государственного принуждения 7
1.1. Методы осуществления государственной власти 7
1.2. Государственное принуждение как метод управления 10
1.3. Принципы осуществления государственного принуждения 12
Глава 2. Особенности государственного принуждения 14
2.1. Виды и формы государственного принуждения 14
2.2. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Формы государственного принуждения.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      В – третьих, при осуществлении принуждения должен соблюдаться принцип презумпции невиновности. Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности лица, возлагается на государство.

      В-четвертых, при  применении мер принуждения должны  соблюдаться принципы гуманизма, запрета жестокого обращения, пыток, телесных наказаний, минимизации вреда, причиняемого лицу принудительными мерами. Правоохранительные органы не должны обращаться с человеком, унижая его достоинство как личности. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Наказание должно преследовать не только карательные, но и воспитательные цели.

      В-пятых, при применении  мер принуждения должны соблюдаться принципы индивидуализации, соразмерности и однократности наказаний. Меры принуждения должны применяться с учетом личности виновного, его семейного положения, формы вины, смягчающих и отягчающих обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Размер санкции должен соответствовать причиненному вреду, то есть наказание должно быть соразмерно содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

      В-шестых, при реализации  мер принуждения должно соблюдаться  право частных лиц на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями государственных органов или должностных лиц.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности государственного принуждения

 

 

      2.1. Виды и формы  государственного принуждения

 

 

 

      По своему конкретному  содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект.

      Мерой физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно «рассеивается» по индивидам.

      Объект психического  государственного принуждения имеет  сложную структуру: в психике  человека взаимодействуют рациональная, эмоциональная и волевая сферы. Внешнее поведение людей в индивидуальных поступках или в составе определенной группы продиктовано их внутренней психической деятельностью, при этом волевые акты психики порождаются как мыслями, так и чувствами, взаимовлияющими друг на друга. Воздействуя на разум и чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её «изнутри» и пробудить к проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее  применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.

      Непосредственным  объектом физического принуждения  является физическое бытие субъектов  общественной жизни. Физическое  государственное принуждение выражается  в физическом воздействии на  общественное положение, имущество,  денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

      Государственное  принуждение бывает правовым  и неправовым. Последнее может  обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.[5]

      Правовым признается  государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами».

      Чем выше уровень  правовой организации государственного  принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

      Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Отличие  юридической ответственности от иных мер государственного принуждения

 

 

 

 

 

      Для правовой науки и практики  очень важно выяснить соотношение  и взаимосвязь юридической ответственности  и государственного принуждения,  их общие и отличительные черты.

      Юридическая  ответственность чаще всего определяется через различные формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как правило, рассматривается лишь в позитивном аспекте. В результате вся проблема ответственности сводится в основном к борьбе с преступностью.

      Между тем государственное принуждение  применяется только при негативной (ретроспективной) ответственности  как вспомогательное средство, которое  нельзя распространять на все  разновидности ответственности.

      Ответственность есть форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. Вследствие этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения.

      Юридическая ответственность является  одним из видов социальной  ответственности, всегда связанной  с возможностью применения принудительной  силы государства.

      Категория социальной  ответственности исследуется как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность трактуется как один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и характер поведения человека. Философы рассматривают ответственность в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте расценивается как осознание личностью своего долга перед обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека.

      Ответственность в ретроспективном смысле понимается как ответственность за прошлое поведение, которое выражается в поступках, нарушающих определенные социальные нормы; то есть ретроспективная ответственность - это ответственность за совершенные правонарушения. В этом и заключается смысл юридической ответственности.

      Следует подчеркнуть,  что в настоящей работе юридическая  ответственность рассматривается  именно как специфическое правовое  явление, представляющее собой  один из видов государственного  принуждения, обеспечивающих исполнение правовых норм.

      Юридическая ответственность   это ответственность правового  характера,  то есть, она подчинена  общим принципам данной правовой  системы, нормативно  регламентирована (закреплена в нормах права),  осуществляется  через  юридические механизмы (применение права) в развитых процессуальных формах.

      Юридическую ответственность  - это  обязанность  всех  лиц и организаций поступать  (вести себя, строить свою линию  поведения) строго в  соответствии  с предписаниями правовых норм (выбирая в их рамках наиболее  оптимальный  и  рациональный  вариант  поведения), всегда  быть  готовыми  отчитаться  за исполнение своих правовых обязанностей перед  государственными  органами (или по их поручению перед органами общественности),  а в случае неисполнения (нарушения) претерпеть предусмотренные правом  меры  государственного  принуждения или (вместо них с санкции государства)  иные  меры  государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

      Государственное  принуждение к исполнению норм  права характеризуется также  тем, что сама эта деятельность  строго регламентирована законом,  имеет свои правовые рамки.[6]

      Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое основание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует.

      Определенно, правонарушение  и юридическая ответственность  неразрывны, так как правонарушение  всегда и сразу порождает юридическую  ответственность. Реальное содержание и меру юридической ответственности за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражается в применении к нему санкции.

      Главным в правовом  положении правонарушителя является  обязанность ответить за содеянное, возникающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся в неблагоприятных последствиях личного или имущественного характера, определяемых санкцией правовой нормы. Причем законом предусмотрена не только обязанность отвечать за содеянное, но и обладание объемом прав.

      Юридическая ответственность  - это установленные законом меры  воздействия на правонарушителя,  содержащие неблагоприятные для  него последствия, применяемые  государственными органами в  порядке, также установленном  государством.

      О связи юридической  ответственности с государством  уже упоминалось. Но здесь важно  подчеркнуть, что только государство  устанавливает меры этой ответственности  и только органы государства  их осуществляют в порядке,  который также устанавливается государством. И меры эти всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, физические, политические и иные. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет какой-либо урон, обременение, а не только принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель возвращает не только похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение.

      Юридическая  ответственность  сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.

      От понятия ответственности  следует отличать понятие принудительных  мер, обеспечивающих производство  по делу о правонарушении - таких,  как меры обеспечения доказательств  /обыск, изъятие и т.д./, меры  пресечения /отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др./, исполнение решения /опись имущества, его изъятие и т.д./. Эти принудительные меры носят вспомогательный характер: их применение зависит от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки; применением этих мер вопрос об ответственности не исчерпывается и не решается. При применении санкции эти меры поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением. Следовательно, одним из признаков наступления /осуществления/ ответственности может служить вынесение правовой оценки совершенного правонарушения.

Информация о работе Формы государственного принуждения