Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Тема «Форма государства» на мой взгляд считается достаточно актуальной на сегодняшний день. Каждый из нас не прочь попрекнуть государство в различных бедах, порой даже не представляя масштабы деятельности такого правящего института как государство. Я так же достаточно часто убеждался в халатности со стороны государства по отношению ко мне и у меня есть на то веские причины.

Работа содержит 1 файл

формы гос-ва.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.). Авторитарному режиму -- противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -- либерально-демократический режим.

3.3. Либерально-демократический, либеральный, демократический режим

Либерально-демократический  режим

Либерально-демократический  режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые  ученые полагают: либеральный режим -- это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации[13] . Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти (возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов).

В теории государства  и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы характеризуют  экономическую сферу взаимоотношений  личности и государства. При либеральном  режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью.

Либеральный режим

Либеральный режим  обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

При либерализме  государственная власть формируется  путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном  управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Наряду с другими  режимами, либеральный режим  имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Демократический режим

Демократический режим (греч. democratia - народовластие)[14] - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате  широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует множество институтов и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения  граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью.

Управление в  демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов  меньшинства. Поэтому принятие решений  осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

Система разграничения полномочий между центральными и местными органами занимает важное место при демократическом режиме. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

Разумеется, и  демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим существует во многих странах, например в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах  Европы.

Заключение

Рассмотрев все  три блока формы государства (форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима) можно сделать вывод, что все эти подразделения четко взаимодействуют с друг другом. Я считаю самой справедливой формой государства демократическую федеративную республику. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это  не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы. Мне очень жаль, что Российская федерация на словах средств массовой информации, да и законодатель, стремясь к демократии использует в своем правлении принципы авторитарного режима. Народ по прежнему не может контролировать государственную власть, благодаря своему бесправию. Чиновники свою материальную выгоду ставят выше интересов общества, а те, кто действительно стоят на стороне народа как правило находятся в меньшинстве и не  попадают в правящие рамки. К хорошему это скорее всего не приведет. Очередная гражданская война, кровопролитие и в конце концов жесткий диктатор у руля Руси. Надеюсь на то, что государственные чиновники осознают последствия своего бездействия или действия направленные на выгоды своего кошелька.   

Список литературы

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании // «Российская  газета» 25.12.1993 г.

II. Научная и  учебная литература:

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с.123-141

Крашенинников Н.А., Житков О.А. “История государства  и права зарубежных стран”, Москва: Норма - Инфра, 1998, том 2, с. 712

Матузова М.И., Малько А.В. Теория государства и  права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2005 с.768.

Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955, с.185

Словарь терминов по теории государства и права, Москва: Юрист, 1999

Словарь иностранных  слов – 19-е издание, Москва: Русский  язык, 1990, с. 634

Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”,

Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист, 1999, с. 384

2 Порядок, при  котором утвержденные монархом  законы подлежат обязательному  заверению подписью премьер-министра  (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

1 См.: Титов Ю.П.  “Хрестоматия по истории государства  и права России”, М: Проспект, 2000, с.169

1 См.:Словарь  иностранных слов – 19-е издание,  М, 1990, с. 441

[3] См: Матузова  М.И., Малько А.В. Теория государства  и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2005-768 с

[4] Чиркин В.Е.  “Государствоведение”, Учебник, М:  Юрист, 1999, с.147

1 См.:Словарь  терминов по теории государства  и права, М: Юрист, 1999 - с. 534   

[6] Крашенинников  Н.А., Житков О.А. “История государства  и права зарубежных стран”, М: Норма - Инфра, 1998, том 2, раздел II, с.205

1 См.: Конституция Российской  Федерации. Принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 - ст. 65

1  См.: Конституция Российской Федерации, Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 - ст.5, п. 2

[9] См.: Конституция Российской  Федерации. Принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 - ст.5,

[10] См.: Словарь иностранных  слов – 19-е издание, М, 1990 - с. 160

[11] См.: Монтескье Ш., “О  духе законов”, М, 1955 - с.185

[12] См.: Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994 - с. 139

[13] См.: Венгеров А.Б. “Теория  государство и права”, М: Юрист, 1994 - с.138

[14] См.: Словарь иностранных  слов – 19-е издание, М, 1990 - с. 156


Информация о работе Формы государства